25 ноября 2020 22:17

25 ноября 2020 22:17

фото: Павел Арютин

Чех с лёгким «характером»

Чешский электровоз ЧС-4 заметно выделялся на фоне железнодорожного транспорта 60–70-х годов. Виной тому стало применение инновационного в те времена стеклопластика, позволившего дизайнеру Отакару Диблику создать локомотив с плавными обтекаемыми формами.
Машина стала продуктом, выполненным в духе своего времени. В ГДР тогда налаживают выпуск пластикового автомобиля «Трабант». За дешёвым народным автомобилем в восточной Германии выстраиваются очереди из простых бюргеров. Новым стеклопластиковым волокном покрывают деревянные хоккейные клюшки, повышая их прочность. Стеклопластик начинают опробовать при производстве малых лодок и самолётов. А чешский дизайнер Отакар Диблик презентует на международной выставке в Брно скоростной пассажирский электровоз ЧС-4, обшивка кузова и кабина которого выполнена из стеклопластика.

Позже смекалистые и острые на язык русские машинисты прозовут его за пластиковый корпус «мыльницей», а за большую площадь остекления будут величать ещё и «аквариумом».

Производство электровозов этой серии на заводе в Чехословакии продолжалось с 1964 по 1972 год. Всего на советские железные дороги их было поставлено 230. Заказ Cовнархоза СССР выполняло народное предприятие Škoda, носившее тогда гордое имя Владимира Ильича Ленина. Электровоз был совершенно не похож по конструктивным решениям на электровозы, выпускавшиеся в СССР. Характерные очертания стёкол прожектора и буферных фонарей, округлые обводы стеклопластиковой обшивки создавали неординарный облик. Это был концептуально новый проект в разработке и постройке электровозов переменного тока не только для СССР, но и для других социалистических стран.

Лёгкий стеклопластиковый кузов значительно снижал вес электровоза, а значит, и нагрузку на ось, что позволяло строить новые, более мощные односекционные электровозы, не ужимая вес оборудования. Экономическая выгода была от этого колоссальной, отпадала необходимость строить мощные электровозы в двухсекционном исполнении.

Однако пластиковая обшивка электровоза оказалась непрактичной, поскольку была шумной, не обеспечивала защиту локомотивным бригадам от электромагнитного излучения в случаях аварий...

Экспонат ЧС-4 под номером 160, базирующийся на площадке Поволжского музея железнодорожной техники, на Куйбышевской железной дороге не работал ни дня, так как наша дорога использует постоянный ток, а не переменный. Чехословацкие электровозы поступали для работы в локомотивные депо Кавказская и Брянск-2, в депо Киев-Пассажирский, Киров, Балашов, Россошь. После электрификации участка Саратов – Ртищево в 1989 году – в депо Саратов.
Павел Арютин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30