25 ноября 2020 23:02

25 ноября 2020 23:02

фото: Архив Николая Гущина

Несостоявшееся происшествие

Оперативные действия машиниста помогли предотвратить возможный сход вагона

Аварийная ситуация, с которой впервые пришлось столкнуться 8 августа машинисту цеха Жигулёвское Море эксплуатационного локомотивного депо Самара Николаю Гущину, стала экзаменом на профессионализм.
В этот день, управляя маневровым тепловозом, Николай расформировывал прибывший на станцию состав методом осаживания. Профессионально цепкий взгляд машиниста остановился на следующем по соседнему пути в сторону станции Тольятти грузовом поезде. В одном из вагонов в районе буксового узла железнодорожник заметил задымление. Реакция на подобного рода события у опытных машинистов должна быть молниеносной. Максимально оперативно проявил себя и наш герой, незамедлительно связавшись с дежурным по станции, которому доложил о случившемся.

«Угроза безопасности была налицо, – поясняет железнодорожник. – Колёсную пару в любую минуту могло заклинить, что привело бы к сходу вагонов с рельсов и созданию аварийной ситуации. По идее, должен был поступить сигнал тревоги от автоматического устройства на пути для обнаружения нагретых букс. Но, видимо, этого не произошло, раз машинист поезда спокойно продолжал движение».

Грузовой состав остановили на следующей станции. Здесь проблемный вагон осмотрели специалисты. «Благодаря грамотным действиям нашего сотрудника удалось избежать тяжёлых последствий, – комментирует ситуацию заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Самара по кадрам и социальным вопросам Юрий Белов. – Поэтому было принято решение ходатайствовать перед руководством Куйбышевской дирекции тяги о поощрении машиниста».
Машинист-инструктор Михаил Липатов не скрывает гордости за своего подопечного.

«Николай впервые оказался в нестандартной ситуации, – говорит он. – Но сориентировался быстро. Это лишний раз подтверждает его квалификацию. Кстати, он у нас – универсал, имеет права на управление как тепловозом, так и электровозом. Любит свою работу, относится к ней с душой. У меня никогда не возникает к нему вопросов. Он всегда грамотно использует технику, демонстрирует отличное знание конструкции локомотивов, строго соблюдает ПТЭ и инструкции, регулярно добивается экономии топлива».

Стать машинистом наш герой решил ещё в детстве, слушая рассказы отца, Александра Николаевича, который всю жизнь проработал в грузовом движении и был удостоен высокого профессионального звания «Почётный железнодорожник».
«Отец стал основателем династии, – говорит машинист. – По его стопам пошёл не только я, но и моя сестра Елена. Она работает электромехаником тяговых подстанций Жигулёвской дистанции электроснабжения».

После окончания школы Николай поступил в железнодорожный техникум. Первая же производственная практика подтвердила: выбор профессии оказался верным. «Как только приступил к обязанностям, сразу же понял: моё!» – признаётся наш герой.

Свою карьеру в локомотивном депо Николай Александрович начал с должности помощника машиниста. В 2015 году пересел за правое крыло локомотива. Успел поработать как в пассажирском, так и в грузовом движении. Когда возникла производственная необходимость, прошёл дополнительное обучение, получил права на управление тепловозом и перешёл в маневровое движение. Имея второй класс квалификации и необходимый опыт, работает «в одно лицо».

«К работе на станции допускают не всех, – поясняет машинист-инструктор Михаил Липатов. – Тут определённый опыт необходим. Машинист должен знать станцию, чувствовать многотонную машину, умело и аккуратно подавать вагоны на сортировочную горку и принимать их оттуда, быть внимательным и сверхосторожным. Рабочая смена длится 12 часов. В течение этого времени ему непрерывно приходится формировать и расформировывать грузовые составы, перемещать вагоны на сортировочную горку или к местам погрузки-выгрузки. Для выполнения этих задач требуются определённые практические навыки, собранность и сноровка, знание основ охраны труда и техники безопасности и отменное здоровье».
Николай признаётся , что труднее всего ему было привыкнуть «жить в эфире».

«Мы работаем в связке с составителями поездов, регулировщиками скорости, операторами горочного поста, маневровыми диспетчерами, дежурными по станции, – говорит он. – Первые дни довольно-таки тяжело было вычленить информацию, которая касается непосредственно машиниста. Но потом научился отсекать лишнее и теперь легко выделяю адресованные мне команды».

Он немного скучает по скоростям, к которым привык в магистральном движении, но считает, что в маневровом немало своих плюсов.

«Здесь более упорядоченный график, работа всегда начинается и заканчивается в одно и то же время, нет длительных поездок, – перечисляет машинист. – А ещё, на мой взгляд, это самый сложный и одновременно интересный вид движения. Сложность в том, что внимание нельзя ослабить ни на минуту, приходится вертеть головой на 360 градусов и не терять бдительности. А интересно, потому что вместе с другими специалистами решаешь множество задач, постоянно в движении. У каждого из нас – своя ответственная роль, каждый должен выполнять свою часть работы безошибочно, иначе – потеря времени».

После напряжённой трудовой смены Николай спешит домой, к семье. С женой Натальей они воспитывают двоих детей – семилетнюю Викторию и полуторагодовалого Ивана.

«Благодаря детям я всегда в тонусе, – улыбается Николай. – Вместе с дочкой мы катаемся на велосипедах, зимой ходим на каток. А с сыном по утрам делаем зарядку».
Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30