14 июля 2020 08:28

14 июля 2020 08:28

фото: Пётр Гридин

Умные сортировки

Важнейшие станции готовятся к переходу под управление «цифры»

Эффективность работы «фабрик маршрутов» повысят интеллектуальные системы.
Основные направления цифровизации и сопутствующие ей задачи обсуждались на проходившем 14–15 ноября 2019 года на Куйбышевской железной дороге сетевом совещании начальников важнейших сортировочных и участковых станций.

Стоит отметить, что подобные сетевые школы передового опыта и сетевые совещания с начальниками сортировочных станций – мероприятия, ставшие практически с начала прошлого века традиционными. В архивах Центральной дирекции управления движением даже сохранились материалы о совещаниях, проходивших в прошлом столетии на станциях Лянгасово, Пенза-3, имени Максима Горького и Кинель. Как и тогда, задачи, стоящие перед станционным комплексом и связанные с совершенствованием планирования работы, повышением производительности сортировочных горок и их техническим оснащением, сохраняют свою актуальность, только их решение вышло на более высокий технологический уровень с применением «цифры».

Инвестиционная программа Центральной дирекции управления движением до 2025 года включает в себя более 50 объектов строительства. Только в развитие «фабрик маршрутов» в следующем году планируется инвестировать около 9 млрд руб. Параллельно с развитием инфраструктуры сортировок проводятся планомерное техническое и технологическое перевооружение станций. Напомним, что в мае текущего года Экспертным советом компании была одобрена инвестиционная заявка на проект «Цифровой сортировочный комплекс», куда входит программа внедрения на 26 сортировочных станциях сети ряда технических средств, в том числе комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом.

Как отмечалось на совещании, наряду с технологическими решениями эффективное освоение объёмов перевозок невозможно без последовательного перехода на цифровую модель организации перевозочного процесса на базе современных IT. Для реализации этой задачи в текущем году проводилась  работа по совершенствованию алгоритма составления оптимального плана формирования грузовых поездов, расширения географии взаимодействия с морскими портами и крупными грузополучателями, внедрения технологии адресного планирования подвода поездов, уже доказавшая свою эффективность на припортовых железных дорогах. Помимо этого, разработана и утверждена концепция проекта «Цифровая железнодорожная станция», предусматривающая интеграцию действующих АСУ станций с другими информационными системами линейного уровня и техническими устройствами. Как отметил первый заместитель начальника Центральной дирекции управления движением Денис Рахимжанов, внедрение цифровых технологий обеспечит стабильную работу компании на перспективу.

Для максимального охвата задач работа участников совещания развернулась на нескольких тематических площадках, две из которых – на станции Кинель, где уже внедрены цифровые технологии, способствующие повышению эффективности работы станции за счёт автоматического планирования составообразования и отправления поездов, сокращению временных затрат на принятие решений дежурным диспетчерским аппаратом. На базе АРМ «Полиграф» был разработан модуль автоматического планирования и контроля отправления поездов (ПИКОП), который готовит задания на смену, отображает нормативные точки отправления поездов по направлениям следования, планирует отправление поездов с подвязкой к «ниткам» нормативного графика, а также локомотивы и локомотивные бригады под запланированные поезда и многое другое. В результате время на проведение операций по планированию приёма и отправления поездов и подвязки к ним локомотивов и локомотивных бригад сократилось до 1 минуты. Затем был внедрён модуль «Функциональный навигатор», обеспечивающий автоматизированную  поддержку технологических процессов диспетчерского управления на основе непрерывного пооперационного плана работы станции. В настоящее время для организации комплексного процесса планирования поездообразования возникла необходимость увязки грузовых и сортировочных станций в одном информационном поле. Для этого на станции Жигулёвское Море разрабатывается модуль АСУ Грузовой работы.

Отдельное внимание на совещании было уделено необходимости сохранения движенческого наследия, формирования кадрового резерва, повышения престижности должности начальника станции. Для этого на уровне Центрального аппарата дирекции уже запланирован ряд мероприятий, но предложения принимаются и с мест. Также для повышения роли и статуса ДС на совещании было инициировано предложение объявить следующий год в дирекции Годом начальника станции.
Александр Алексеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30