22 августа 2019 22:58
фото: Пётр Гридин

Сквозь время на паровозе

«Лермонтовский экспресс» соединил эпохи и любителей поэзии

Тишину субботнего утра 6 июля в Пензе нарушили протяжные звуки гудка, доносящиеся с железнодорожного вокзала. Так жителей и гостей города известили о готовности к поездке в Тарханы настоящего паровоза, а если быть точнее, – ретропоезда, который прибыл на первую платформу, чтобы отвезти любителей поэзии на 48-й Всероссийский Лермонтовский фестиваль.
На станцию паровоз серии «Л» заходил плавно, как и положено «Лебедю», обдавая дымом и брызгами воды восторженную публику. На платформе праздно гуляли дамы и кавалеры, словно сошедшие с полотен живописцев XIX века, здесь же расхаживали железнодорожники в форме образца далёкого 1943 года и непрерывно фотографирующаяся на фоне паровоза молодёжь в джинсах и с рюкзачками наперевес... На секунду даже показалось, что часы на пензенском вокзале словно машина времени переносят нас из одной эпохи в другую, а потом в одночасье соединяют сразу несколько столетий в одном месте. Да-да, именно в этом-то и заключалась задумка организаторов – Куйбышевской железной дороги, руководства Пензенской области, администрации города Пензы, Департамента туризма Пензенской области и АО «Башкортостанская ППК» – запустить своеобразную машину времени, предоставив всем желающим возможность не просто познакомиться сразу с несколькими эпохами, но и погрузиться в удивительный лермонтовский мир.

К слову, в это утро Лермонтов на вокзале присутствовал буквально в каждой детали. Даже пригородные кассы и прилагающиеся к билетам пригласительные и открытки были стилизованно оформлены портретами поэта и цитатами из его произведений.

«Слышите, слышите?! Это же мелодия из экранизации драмы «Маскарад»! – не удержавшись восклицает кто-то из пассажиров, прислушиваясь к звучащей на платформе музыке. А духовой оркестр уже играет произведения Михаила Глинки, в том числе, одно самых известных – «Попутную песню», поводом к созданию которой послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги.

Имя Лермонтова – поэта, художника и офицера – напрямую с железнодорожной тематикой никак не связано. Однако, напомним, что первый отечественный паровоз был построен механиками отцом и сыном Черепановыми в 1833–1834 годах. Поэтому можно с уверенностью сказать, что поэт Лермонтов наравне с другими жителями страны того периода был свидетелем зарождения новой эпохи – паровозной.

Здесь, безусловно, надо сказать несколько слов о главном персонаже этого праздничного действа – паровозе «Л». Задействованная для организации ретропоезда машина – единственный на Куйбышевской магистрали действующий паровоз 1954 года постройки Коломенского завода. Всего их было выпущено чуть больше 4 тыс. единиц, поэтому номер «3854» говорит о том, что это одна из последних машин данной серии.

До конца 70-х годов прошлого века паровоз эксплуатировался в депо Кинель, затем его передислоцировали на базу запаса Гольцовка, откуда ему предстояло отправиться на утилизацию. Но случилось невероятное: ретромашины вновь понадобились на железных дорогах, правда, уже не для грузовой работы, а для участия в праздниках и организации ретромаршрутов. Так для «Лебедянки» началась вторая жизнь.

Как рассказал начальник эксплуатационного локомотивного депо Пенза Андрей Овчинников, буквально в декабре прошлого года паровоз прошёл капитальный ремонт и сейчас отвечает всем требованиям правил технической эксплуатации, оборудован современными приборами безопасности. Да и обследование старинная машина проходит, как и любой новейший локомотив, – регулярно.

Прежде чем отправить паровоз в ретротур, для него провели тестовую поездку по маршруту Пенза – Белинская, а затем для экипировки водой и разворота – на станцию Пачелма. Тогда ушло 38 тонн воды и 8 тонн угля. Вот и на этот раз, пока гости праздника были в Тарханах, по той же схеме паровоз тщательно подготовили для обратной поездки.

Стоит отметить, что к этому событию железнодорожники готовились очень тщательно. Не осталась в стороне даже форма, в которую облачили железнодорожников – локомотивную бригаду и других участников действа. Первоначально рассматривался вариант формы служащих первых железных дорог. Однако она не очень сочеталась с «Лебедянкой», поэтому за образец взяли форму образца 1943 года. Как рассказал генеральный директор АО «Башкортостанская ППК» Игорь Поляев, сшили её по индивидуальному заказу в единственной в Москве мастерской в ускоренные сроки – в течение месяца.

По словам представительницы ППК Марины Скиба (на фото в центре), выступившей в этот день в роли дежурного по станции, исторический костюм дарит удивительное ощущение – полного погружения в другую эпоху.

На сегодняшний день в эксплуатационном локомотивном депо Пенза для управления паровозом специально обучены четыре локомотивные бригады, каждая из которых с удивительной теплотой говорит о своём могучем подопечном. По словам машиниста тепловоза и паровоза Олега Петрова, управлять старинной машиной не так-то и просто, здесь нужна по-настоящему сплочённая команда, чтобы все действия выполнять синхронно – и уголь подать, и воду заправить.

«Несмотря на сложности, это почти невероятно, – словно вернулся в прошлое, больше чем на 75 лет назад, когда на таких машинах работали наши деды и отцы», – делится впечатлениями Олег Петров, отец которого – Игорь Борисович Петров – так же как и сын водил как паровозы, так и тепловозы.

Воспитанники детской железной дороги на паровоз смотрят с восхищением. В ретропоездку под присмотром инструктора отправились 11 ребят, четверо из которых освоили профессию машиниста. Начальник Пензенской детской железной дороги Виталий Парамонов не исключает, что после реконструкции малой магистрали, когда откроются обновлённые учебные классы, можно уделить время и изучению устройства паровоза. Ведь в регионе есть своя, «живая», действующая машина!
Впечатлила ретротехника и губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, который детально расспросил железнодорожников о технических возможностях паровоза, а также поблагодарил руководство дороги за интересное решение и возможность погрузиться в эпоху.

Начальник Куйбышевской железной дороги Рашид Сайбаталов подчеркнул важность запуска нового туристического продукта, который позволяет, погрузившись в лермонтовскую эпоху, насладиться пейзажами родной природы от Пензы до Белинской, чтобы побывать в музее-заповеднике «Тарханы».

С третьим ударом станционного колокола, возвестившего об отправлении, ретропоезд отправился в путь, чтобы подарить незабываемые впечатления почти 200 пассажирам. По прибытии их ожидала насыщенная культурная программа – интерактивные площадки, традиционные чтения стихов и выступление популярных артистов.

Уже 8 июля, после оперативного совещания у губернатора Пензенской области, стало известно, что региональные власти настроены развивать проект ретропутешествий. Данный вопрос будет прорабатываться совместно с руководством Куйбышевской железной дороги...

А наш репортаж мы хотели бы завершить цитатой Виссариона Григорьевича Белинского: «Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи...» и добавить от себя: творчество которого способно вдохновлять даже через века.
Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31