18 августа 2019 07:49
фото: Архив редакции

Каникулы под стук колёс

Бойцы студенческих отрядов осваивают профессию проводника поездов дальнего следования

Ежегодно в пик летних пассажирских перевозок армия студентов вливается в ряды проводников Куйбышевского филиала АО «ФПК». В этом году в рамках соглашения с Общероссийской общественной молодёжной организацией «Российские Студенческие Отряды» (РСО) трудовой семестр начнётся для 530-ти человек, которые будут работать в поездах дальнего следования.
В прошлом году в летних пассажирских перевозках Куйбышевского филиала АО «ФПК» участвовали 618 юношей и девушек из различных российских вузов.

Привлекательность профессии проводника среди студентов очень высока. Ребята с удовольствием пробуют себя в этом ответственном деле. Их влечёт не только возможность заработать, но и шанс увидеть другие города, расширить собственный кругозор, а ещё студенты-железнодорожники чтут традиции. Во времена СССР Всесоюзный студенческий отряд проводников, правопреемником которого является РСО, обеспечивал обслуживание почти четверти всех летних пассажирских перевозок.

«Традиции, заложенные в те времена, сегодня сохраняются и приумножаются. В период массовых пассажирских перевозок помощь студентов по-прежнему незаменима. У бойцов студенческих отрядов есть явные преимущества – это их молодость, задор, большое желание трудиться, общаться, познавать новое. В то же время в испытании себя профессией «проводник» есть своеобразный экзамен на прочность, потому что речь идёт о железной дороге – сфере с повышенной ответственностью. И вот те, кто этот своеобразный экзамен выдержат, гораздо увереннее будут затем чувствовать себя в жизни, особенно если в дальнейшем выберут местом применения своих знаний, сил и способностей железнодорожную отрасль», – говорит начальник отдела управления персоналом и социального развития Куйбышевского филиала АО «ФПК» Дмитрий Передумов.

Действительно, значительная часть студентов в «бойцовках» впоследствии трудоустраивается в железнодорожные структуры, ведь большинство ребят, если говорить о Куйбышевском филиале АО «ФПК», учатся в Самарском государственном университете путей сообщения (СамГУПС) и филиалах отраслевого университета в Уфе, Пензе, Казани, Ижевске и Саратове, которые принимают самое деятельное участие в подготовке юношей и девушек к предстоящей работе в пассажирских поездах.

Чтобы попробовать себя в профессии проводника пассажирских вагонов, возраст потенциального кандидата должен достигать 18-ти лет, а сам боец – быть участником РСО и не иметь медицинских противопоказаний. Если у студента хорошая успеваемость, и он досрочно сдал сессию, стать на время летних каникул проводником пассажирского вагона он может уже после 20 мая.

Однако следует помнить, что отбор достаточно строгий, в первую очередь, с точки зрения здоровья. Кроме того, каждый соискатель сдаёт два психологических теста, которые состоят из 530-ти вопросов, на которые надо ответить за 1,5 часа. Тестовые задания в большинстве своём направлены на выявление у кандидата индивидуальных особенностей взаимодействия с пассажирами и стрессоустойчивость, логику и математические способности, а также умение находить выход из нестандартных ситуаций.
Приоритетом пользуются студенты, имеющие опыт волонтёрской деятельности, в том числе на проходившем в прошлом году в нашей стране Чемпионате мира по футболу. Объяснение простое – эти ребята получили неоценимый опыт не просто работы с людьми, а взаимодействия с иностранцами по самым разным, зачастую, неожиданным вопросам. Это важно, поскольку просьбы от пассажиров могут поступать любые, а в этом случае молодому «хозяину» или «хозяйке» вагона важно проявить находчивость и смекалку. Всё же от того, понравится ли пассажиру качество сервиса в дороге, зависит, выберет ли он в дальнейшем средством передвижения поезд или другой вид транспорта.

Наряду с особенностями подготовки при вхождении в профессию, бойцы РСО имеют и определённые бонусы. Впервые в этом году студенты-проводники, приехавшие на работу в Куйбышевский филиал АО «ФПК» из дальних регионов, например, из Омска, получили возможность проживать между рейсами в комфортабельных хостелах. Условия размещения здесь полностью соответствуют государственным стандартам, что было подтверждено комиссией центрального аппарата АО «ФПК». Ежесуточно во всех трёх хостелах могут размещаться 60 студентов. Впрочем, такой «рекорд» пока не побит, поскольку ребята постоянно в пути. Им, кстати, предоставляется право выбора маршрутов. Большинство изъявляет желание сопровождать поезда в Краснодарский край и на Северный Кавказ. Впрочем, направления на Урал и в Западную Сибирь тоже закрыты. В роли наставников выступают опытные проводники и начальники поездов, которые всегда готовы прийти на выручку, помочь и поддержать новичков.

Всю информацию относительно профессиональной деятельности и дальнейших перспектив в отрасли бойцы РСО получают не только от наставников, но и от первых руководителей филиалов АО «ФПК», которые ежемесячно встречаются с ребятами, откровенно отвечая на все интересующие вопросы. Чаще всего спрашивают о графике работы. Ребятам детально объясняют, что если студенты трудятся в особом режиме, их отдых между рейсами составляет одни сутки. А если режим штатный, двое-трое суток отдыха им гарантировано. Равно как опыт и перспективы продвижения по службе на железнодорожном транспорте. К примеру, пройдя школу РСО, карьеру в Куйбышевском филиале АО «ФПК» сделали первый заместитель начальника Куйбышевского филиала Дмитрий Битюков, начальник вагонного участка Уфа Андрей Мысин и многие другие.

Сегодняшние студенты истории успеха старших коллег берут за основу и готовятся штурмовать профессиональные вершины. Тем более, что на старте их поддерживает дружная команда Куйбышевского филиала АО «ФПК».
Андрей Введенский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31