25 февраля 2020 22:46

25 февраля 2020 22:46

фото: Андрей Введенский

«Золотая стыковка»

Представляем нашим читателям очередного участника конкурса «#Даёшь БАМ!» в номинации «По следам Димы Горина» Александра Шабалова. В юности он и не подозревал, что судьба занесёт его на Всесоюзную стройку, которая даст ему путёвку в жизнь и профессию железнодорожника.
Именно за «Второй Транссиб»  уроженец волжского городка Кинель был награждён орденами «Знак Почёта» и «Трудовой Славы», получил звание «Ударник коммунистического труда» и медаль «За доблестный труд на строительстве Байкало-Амурской магистрали». Трудился Шабалов на стройке века с 1974 по 1996 годы, от путейца «вырос» до помощника машиниста тепловоза.

«В моей семье железнодорожников не было, родители занимались сельским хозяйством. Я окончил СПТУ № 6 посёлка Обшаровка, получив специальность тракториста-машиниста, но пе-ред самой армией меня вдруг позвали попробовать себя в роли помощника машиниста электровоза. Новую профессию я освоил быстро. Мне понравилось. Далее – призыв на военную службу. После армии вернуться на дорогу не получилось, работал некоторое время простым водителем в родном Кинеле. Неожиданно по комсомольской путёвке меня командировали на БАМ, где я и состоялся как профессионал», – вспоминает номинант конкурса.

Нашему герою, как признаётся он сам, несказанно повезло, он попал в строящийся городок Северобайкальск, в известную комплексную бригаду Вячеслава Бритикова, которая занималась зашивкой рельсошпальной решётки. Укладывала её, кстати, не менее именитая бригада Александра Бондаря, и вот «бритиковцы» с «бондаревцами» негласно соперничали. Именно поэтому все работы в любую погоду путейцы, разбитые на пары, всегда выполняли «с огоньком». За смену Александру и его напарнику Николаю Карманову, с которым Шабалов проработал больше пяти лет, нужно было зашить два звена по 25 метров каждое. Работа, мягко говоря, не самая лёгкая, но норму свою путейцы порой перевыполняли: «Бывало, за день уставали так, что добравшись до своей
20-местной палатки, где жила бригада, замертво валились спать. Даже не до ужина было, хотя повара, колдующие в специальном вагончике-кухне, кормили нас очень вкусно. По сей день вспоминаю роскошный гуляш, рыбные котлетки и наваристый русский борщ, который был вдвойне ароматен, если вкушаешь его на свежем воздухе тёплым августовским вечером».

Одним из ярких моментов в жизни путейца стала «золотая стыковка» бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского, двигающихся навстречу друг другу. Историческая встреча произошла на разъезде Балбухта 29 сентября 1984 года. В этот день было уложено «золотое звено», символизирующее окончание строительства магистрали.

«Для всех нас эта дата сопоставима с государственным праздником. Ведь к своей цели мы двигались через изнурительную жару и пронизывающие ветра, снежные бури и лютые морозы. Это действительно подвиг всех, кто участвовал в строительстве, они настоящие герои. Как к героям отнеслись к нам и те, кто стояли у истоков магистрали. Все мы были удостоены государственных наград. А стыковка запомнилась не только бурей самых искренних эмоций со слезами на глазах, но и грандиозным концертом под открытым небом, где мы впервые вживую увидели Льва Лещенко, Иосифа Кобзона, Анне Вески. Такие моменты не забываются».

С распадом Советского Союза закончилась эпоха БАМа, но Александр Шабалов вплоть до 1996 года трудился в Северобайкальске помощником машиниста. Вернувшись в Кинель, работал в этой же должности до самой пенсии. А в нынешнем году с супругой он вновь поедет на БАМ – отмечать 45-летие своей бригады.
Андрей Введенский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31