01 апреля 2020 17:15

01 апреля 2020 17:15

фото: Александр Викторов

Итоговое «окно»

В Волго-Камском регионе завершились работы по реконструкции пути на перегоне Кульшарипово – Альметьевская. Как прошла завершающая и самая ответственная стадия ремонта – укладка рельсошпальной решётки – наблюдал наш корреспондент.
Куда кривая выведет?

О том, что работа в путевой машинной станции особенная, мне пришлось лишний раз убедиться на днях, когда работники путевого комплекса готовились к очень важной, завершающей стадии по реконструкции перегона. И люди, и техника были, что называется, в полной боевой готовности к работам
в 8-часовое «окно».

Отмечу, что в работах на перегоне Кульшарипово – Альметьевкая люди героически трудились больше 2-х месяцев, давая вторую жизнь перегону. Здесь были задействованы в общей сложности порядка 60 человек из ПМС-149 и Круглопольской дистанции пути. Была проведена полная замена рельсов общей протяжённостью 7,7 км, укладка бесстыкового пути, предназначенного для движения поездов повышенного веса.

В момент моего прибытия на перегон руководитель работ, заместитель начальника ПМС-149 Дмитрий Щепотин уже давал последние указания железнодорожникам перед тем, как перегон закрыли для движения поездов. За «окно» путеремонтникам необходимо было выполнить 800 м разборки железобетонной решётки и соответственно столько же вырезки балласта и укладки пути.

«Перегон сложный ввиду наличия большого количества кривых малого радиуса, – сообщил мне Дмитрий Щепотин. – А всего их 10 с радиусом меньше 300 м, что осложняет условия укладки. Именно поэтому «окна» проводим с помощью путеукладчика с траверсами раздельного типа».

В обиходе специалисты метко называют такие траверсы «крокодилами» за вытянутую и ящероподобную конструкцию. Они незаменимы при заворачивании звеньев рельсошпальной решётки в кривых участках.

Ещё одна сложность данного перегона – трудность подъездов к нему, поэтому необходимый инструмент работники доставляют к месту на путевых тележках. Но без проблем такие масштабные работы не бывают, главное – уметь с ними справиться.

В одном темпе

Перед началом производственных работ Дмитрий Щепотин подаёт заявку поездному диспетчеру о порядке следования поездов, работе на перегоне и прибытии к месту работников и спецтехники. У составителей поездов ПМС-149 Юрия Журавлёва, Александра Чумакова, Рустама Гильмутдинова, Геннадия Клементьева работа кипит ещё до начала «окна». Их задача – подготовить технику, сформировать составы рабочих поездов. От их профессионализма зависит правильный темп работ.

Когда через перегон проходит последний грузовой поезд, поездной диспетчер своим приказом даёт команду на открытие «окна».

И тут начинается самое интересное... Тишину на перегоне сменяет гул машин. К месту работ направляется техника. Сначала выезжают разборочный поезд с порожними платформами и путевые машины. Начинается разборка путевой решётки. Затем в процесс включается автотракторная техника. Её количество зависит от объёма и глубины вырезки земляного полотна. Она вырезает загрязнённый щебень и планирует земляное полотно.

Мне всё это напоминает какую-то компьютерную игру- стратегию, где всё динамично движется, каждый ведёт свой фронт работы, чётко знает что и в какой момент делать. Поверьте, это действительно захватывающее зрелище.

Весь процесс мне комментирует Дмитрий Щепотин. «Планировка земляного полотна необходима для того, чтобы выровнять верхнюю часть земляного полотна и откосов в соответствии с проектными отметками, обеспечить требуемую ровность, создать необходимые условия для стока воды, придать дороге эстетический вид», – объясняет он.

На перегоне путеремонтники применяют так называемую поточную технологию ремонта, когда работы по подготовке и укладке пути ведутся одновременно несколькими машинами, в одном темпе, что позволяет ускорить сроки ремонта.

Путеукладчик укладывает звенья рельсошпальной решётки длиной 25 м каждая. Со стороны эта техника на рельсовом ходу представляет собой поезд, который состоит из локомотива, укладочного крана, железнодорожных платформ, оборудованных роликами для перемещения по ним пакетов звеньев рельсошпальной решётки.

На стреле укладочного крана расположился оператор, который управляет подъёмом решётки, а внизу – машинист, он управляет перемещением крана по участку.

За путеукладчиком следом идут сразу 3 бригады монтёров пути: одна собирает стыки на все болты, другая укрепляет шпалы, третья – рихтует путь. При рихтовке пути применяется железнодорожный инструмент РГУ (рихтовщик гидравлический универсальный),

с которым работает мастер Азат Гильмутдинов. Это поистине уникальный человек, так как определяет нарушение пути визуально, выражаясь профессиональным термином, ставит кривые в положение на ось.

«Рихтовать путь в кривых участках сложнее, – признаётся Азат. – Необходимо ориентироваться на кривизну пути, соответствующую радиусу данной кривой, определить на глаз отклонение пути от нормального положения».

Весь производственный процесс идёт по цепочке, пока железобетонную решётку до конца не состыкуют с соседней рельсошпальной. Только после того как новый путь будет приведён в полный порядок, перегон можно открывать для движения поездов. При этом первоначальная скорость составов не должна превышать 25 км/час, а следующих – 50 км/час.

«Работы по реконструкции перегона Кульшарипово – Альметьевская – одни из самых трудоёмких в этом году, – признаётся Дмитрий Владимирович. – Мы были задействованы и в более продолжительных, 36-часовых «окнах». Но я рад, что коллектив выдержал с честью эти испытания».

Скромные труженики

Даже самая совершенная техника без грамотных, преданных своему делу работников ничего не стоит. Дмитрий Щепотин удовлетворён проделанной работой в период «окна», выражает благодарность своим работникам и просит меня отметить их поимённо.

«Очень хорошо проявили себя в ходе производственного «окна» работники разборочного поезда, – отмечает он. – Это дорожный мастер Денис Волков, бригадир пути Сергей Куликов, монтёры пути Виталий Баторшин, Сергей Казаков, Андрей Севастьянов, Андрей Иванцов, Константин Мартынов, Рафис Сараев. Нельзя не упомянуть и работников укладочного поезда: дорожного мастера Дмитрия Мышкова, бригадира пути Алексея Ледюкова, монтёров пути Сергея Фролова, Рината Дикого, Бориса Маханова (самого опытного работника в бригаде), Михаила Мышкова.

Кстати, в данных работах принимала участие уже небезызвестная мне колонна ПМС-149 Куйбышевской дирекции по ремонту пути под руководством Дениса Волкова, которая была признана лучшим трудовым коллективом по итогам отраслевого соревнования 2017 года.

А у бригадира пути Алексея Ледюкова за время реконструкции перегона в семье произошло радостное событие: родился сын. Однако жёсткий график работы не позволил Алексею встретить супругу с сыном из роддома, пока он успел лишь поздравить её по телефону.

«Работа у нас не из лёгких, связана с разъездами, – говорит Алексей Николаевич. – С семьёй, бывает, не видимся неделями, остальное время проживаем в вагонах, где созданы все необходимые условия для отдыха. Работать приходится в любую погоду на открытом воздухе, но это лишь закалило наш характер. Коллектив у нас стабильный, сплочённый, относится к кочевому образу жизни с пониманием. Я так считаю, что остаются надолго работать у нас те ребята, кто прикипел к работе душой».

Последние слова бригадира пути по праву относятся к трудовой династии Мышковых. Три брата – дорожный мастер Дмитрий, монтёр пути Михаил и машинист автогрейдера Константин успешно трудятся на предприятии уже несколько лет. А любовь к профессии им привили родители, бывшие работники ПМС-149.

Один рабочий день из жизни неприметных тружеников стальной магистрали подошёл к концу. А назавтра их ждут новые «окна» и новые испытания, из которых они, я не сомневаюсь, выйдут с честью. Итоговое 8-часовое «окно» по укладке рельсошпальной решётки завершилось. Теперь перегон Кульшарипово – Альметьевская перешёл в разряд бесстыкового железобетонного пути. Конечно, ещё будут производиться работы 2-го этапа – это две подъёмки пути, обкатка пути, но уже сейчас обновлённый участок будет устойчив к воздействию низких и высоких температур, позволит значительно повысить безопасность движения, увеличить скорость и улучшить плавность хода поездов.

Всего в 2018 году в Волго-Камском регионе Куйбышевской железной дороги всеми видами ремонта запланировано обновить около 45 км железнодорожного полотна.
Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30