21 июля 2019 13:42
фото: Архив Галины Калаевой

И проверит, и поверит

Побывавшие в руках Галины Калаевой приборы безопасности работают с точностью швейцарских часов

За безупречный добросовестный труд и высокий профессионализм слесарь по ремонту подвижного состава участка производства Кинель-Грузовой Куйбышевской дирекции по ремонту тягового подвижного состава Галина Калаева награждена почётным знаком Трудовой Славы.
В трудовой книжке Галины всего одна запись о приёме на работу. Далее – только отметки о реорганизации предприятия, сведения о награждениях и поощрениях. За 30 с лишним лет наша героиня не изменила своему первому рабочему месту, и все эти годы она контролирует исправность механических локомотивных скоростемеров.

«Мне нравится то, чем я занимаюсь, – объясняет она. – Хотя в своё время на железную дорогу пришла, в общем-то, от безысходности. Другой работы в Кинеле, куда я переехала после замужества, для меня, выпускницы приборостроительного техникума, просто не было. Муж и его родители работали в локомотивном депо и меня туда сагитировали трудоустроиться.

До Калаевой женщин на участке, куда её определили, не было, поэтому коллеги-мужчины поначалу смотрели с недоверием, предполагая, что справиться с обязанностями ей будет не по силам. Впрочем, для недоверия были и объективные причины. В конце 80-х, когда Галина начинала работать, скоростемеры слесарям приходилось носить на руках. А вес у них немаленький – свыше десяти килограммов – примерно столько же весит трёхлетний ребёнок.

«Только лет пятнадцать назад нам выдали специальные тележки для перевозки скоростемеров, а до этого мы их переносили – кто в руках, кто на плече, – рассказывает Галина. – Снимешь прибор в кабине локомотива и идёшь с ним к себе на участок. А после ремонта или профилактики нужно его доставить обратно. Такая вот своеобразная силовая гимнастика».

Как ни странно, но тяжёлая и достаточно рутинная работа пришлась Галине по душе. Её женская скрупулёзность и дотошность оказались здесь как нельзя кстати. И очень скоро она сумела «заткнуть за пояс» более опытных коллег-мужчин. Она стала настоящим корифеем своего дела. Постоянно совершенствуя профессиональные навыки и оттачивая слесарное мастерство, получила самый высокий, седьмой, квалификационный разряд. После прохождения специальных курсов Калаевой было предоставлено право производить метрологическую поверку скоростемеров. Поверка – это определение и подтверждение соответствия средств измерения установленным техническим, в том числе метрологическим, требованиям, и подтвержде­ние его пригодности к дальнейшему применению.

На работе Галина чувствует себя как рыба в воде. Разобрать и собрать скоростемер сможет даже с закрытыми глазами.

Сейчас на участке, где она трудится, равенство полов: мужчин и женщин поровну. Причём новички сильного пола в последнее время редко задерживаются, их раздражают и монотонность работы, и большое количество мелких деталей.

«Для нас важно не пропустить ни единой неисправности, поэтому работать с приборами приходится внимательно и аккуратно. А значит, нужно запастись терпением, – делится Галина. – В нашем коллективе случайных людей нет: все профессионалы, и каждый на своём месте. По-другому и быть не может, ведь мы отвечаем за исправность важнейших устройств подвижного состава, которые напрямую влияют на безопасность движения поездов».

Согласно графику техническое обслуживание скоростемеров локомотивов проводится каждые три месяца.

В месяц на участке проверяют в среднем 25 приборов. Для этого имеются специальное оборудование и измерительные инструменты, стенд для ремонта, испытаний и поверки механических скоростемеров. Техника регулярно проходит аттестацию, чтобы специалисты, которые проверяют с её помощью приборы, были уверены, что все характеристики соответствуют нормам.

Слесари, осматривая оборудование, определяют надёжность крепления на кронштейне, правильность соединения валика с приводным валом, наличие масла, срок последнего периодического ремонта по надписи на приборе. Регистрирующий механизм очищают от пыли, устраняют выявленные или отмеченные машинистом неисправности. При необходимости производят ремонт. На один прибор уходит порядка пяти часов. Как рассказала Галина, одна из наиболее распространённых неисправностей – заброс стрелки скоростемера без возврата. В этом случае трудностей не возникает, действия специалистов отработаны до автоматизма. Но случаются поломки, устранить которые сходу не получается. Подобно врачам, слесари при «лечении» скоростемеров бьются за их жизнь до конца, проводя различные реанимационные мероприятия. Дата и характер ремонта фиксируются во вкладыше паспорта прибора, специальном журнале текущего ремонта, а также в автоматизированной системе «Электронный паспорт локомотива».

После того как скрорстемер отремонтирован и испытан, Галина помещает прибор на стенд и производит метрологическую поверку в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта, которая длится не менее двух часов.

«Прибор обкатываю на стенде при разных скоростях – всё, как в реальных условиях, – объясняет Галина. – Параметры записываю в журнал. В свидетельство о поверке ставлю своё личное клеймо поверителя. Далее исправные скоростемеры возвращаются на локомотив, а те, у которых выявились какие-то, пусть даже самые мелкие недочёты, – на доработку».

Если погрешности не обнаружено, поверитель ставит своё клеймо и пломбирует скоростемер, чтобы к нему не было доступа. После этого прибор устанавливается на локомотив.

Галина признаётся, что работа изменила её характер.

«И сама вижу, и родственники отмечают, что в молодости я была взрывной, а сейчас стала более спокойной, выдержанной, – говорит она. – В нашем деле нужны рассудительность, вдумчивость».

Целеустремлённость – ещё одно качество, которое позволяет Галине отлично справляться со своими обязанностями. Коллеги отмечают, что она виртуозно выполняет свою работу, а её трудолюбие – пример для подражания.
Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31