23 февраля 2020 09:40

23 февраля 2020 09:40

фото: Архив Евгения Быкова

Верность профессии и семье

Вся жизнь Евгения Николаевича Быкова связана с локомотивным депо Бугульма

Для почётного железнодорожника из Бугульмы Евгения Николаевича Быкова этот год богат на знаменательные события. 27 августа он отмечает своё 75-летие, а в сентябре они вместе с супругой, Валентиной Михайловной, будут праздновать золотую свадьбу.
Локомотивное депо Бугульма, в  котором Евгений Николаевич проработал 45 лет, с детства стало для него вторым домом, потому что история его семьи тесно переплелась с историей предприятия.

Его дед, Фёдор Алексеевич, был одним из 200 железнодорожников, приехавших в 1911 году строить и обслуживать паровозное депо.

«Дед был уж опытным машинистом паровоза. До того как переехать в Бугульму, он больше 20 лет водил поезда на Рязано-Уральской железной дороге, – рассказывает Евгений Николаевич. – У него было пятеро детей: четыре дочери и сын Николай – мой отец. Он сумел привить им любовь к магистрали. Все пятеро стали железнодорожниками».

Отец нашего героя, Николай Фёдорович, устроился в депо после окончания ремесленного училища. Прошёл путь от подручного слесаря до начальника депо. В годы первых пятилеток водил тяжеловесные поезда. Был награждён знаками «Ударнику Сталинского призыва» и «Почётный железнодорожник».

Мать, Евдокия Яковлевна, тоже трудилась в локомотивном депо Бугульма. Она работала техником, нормировщиком, активно участвовала в общественной жизни, была председателем женсовета.

«В семье было четверо братьев, – продолжает свой рассказ Евгений Николаевич. – Отец частенько брал нас с собой в депо, разрешал забираться в кабину паровоза. А наивысшим счастьем для нас было прокатиться на паровозе, когда он заезжал с поворотного круга на смотровую канаву».

Евгений с детства «заболел» мечтой управлять многотонной машиной и иной профессии  даже и представить не мог. Поэтому после окончания школы устроился слесарем, отслужив в армии, выучился на помощника машиниста, затем получил права на управление локомотивом. Без отрыва от производства окончил институт инженеров железнодорожного транспорта.

Евгений Николаевич прошёл путь от слесаря до заместителя начальника депо по эксплуатации. В 1987 году на предприятии были объявлены первые выборы руководителя. Кандидатур определилось две – главный инженер Алексей Ильич Золотухин, и заместитель начальника депо по эксплуатационной работе Евгений Николаевич Быков. Голосование проходило тайно.

«Я дал согласие участвовать в выборах только потому, что надеялся, что выберут Алексея Ильича, – рассказывает  Евгений Николаевич. – Но совершенно неожиданно для меня большинство делегатов выборной конференции проголосовало за мою кандидатуру. Отступать было некуда, пришлось оправдывать доверие коллектива».

А сделать это было непросто. В то время на предприятии внедрялась новая система финансирования, прошло сокращение персонала. В таких непростых условиях Евгению Николаевичу удалось мобилизовать коллектив на победу в отраслевом соревновании. В 1988 году за успешное внедрение Белорусского метода локомотивному депо Бугульма было вручено переходящее знамя Министерства путей сообщения.

Под руководством Евгения Николаевича была проведена модернизация оборудования котельной и её перевод на газовое топливо. Работы удалось выполнить в короткий срок, без нарушений технологичексого процесса подачи пара в цеха.

В сложные перестроечные времена Евгений Николаевич не боялся браться за масштабные проекты, реализация которых позволила решить ряд социальных проблем. Особое внимание старался уделить улучшению условий труда и отдыха своих подчинённых. Быкову  пришлось обить немало порогов, побывать во многих кабинетах управления дороги, потратить массу времени, нервов и сил на то, чтобы доказать необходимость строительства в оборотном депо Круглое Поле нового комфортабельного бригадного дома. Когда он был сдан в эксплуатацию, локомотивные бригады получили возможность для полноценного отдыха. В бригадном доме для них даже сауну оборудовали.

В начале 90-х, когда полки продовольственных магазинов поражали своей пустотой, Евгений Николаевич выступил с инициативой строительства двух подсобных хозяйств –в Бугульме и Круглом Поле. Это дало возможность обеспечивать семьи железнодорожников свежим, качественным и к тому же экологически чистым мясом.

Но главным для Евгения Николаевича оставалось, конечно, основное производство. И в этом деле с его мнением считались руководители – и отделения, и дороги.

Годы руководства Быковым локомотивным депо (1987-1996 гг.) пришлись на эпоху глобальных перемен в нашей стране – рушились хозяйственные связи, прежние механизмы управления переставали действовать, пошёл резкий спад объёмов и темпов работы. И можно только догадываться, каких усилий стоило ему то, что предприятие в то время находилось на хорошем счету не только на Куйбышевской магистрали, но и на сети в целом. Так, в 1993 году бугульминцы четыре квартала подряд удерживали у себя переходящее знамя Министерства путей сообщения.

Будучи довольно-таки скромным человеком, рассказывать про свои достижения Евгений Николаевич не любит.  Но о них «говорит» высшая отраслевая награда – знак «Почётному железнодорожнику».

Возможно, карьера Евгения Николаевича не сложилась бы так успешно, не будь рядом его любимой супруги, Валентины Михайловны. Познакомились они полвека назад, на танцах в городском саду.

«Я просто не мог не обратить внимания на такую красавицу, – улыбается Евгений Николаевич. – Валя тоже из семьи железнодорожников, поэтому ей про  сложности работы ничего объяснять не пришлось. Она всегда меня понимала и во всём поддерживала».

А Евгений Николаевич, в свою очередь, всегда  старался окружить жену заботой и вниманием. Он и сейчас по утрам поёт для неё романсы под гитару.

Быковы вырастили двоих детей, которые пошли по  стопам отца и стали железнодорожниками. Правда, потом сын Владимир ушёл из профессии и занялся бизнесом. А дочь Светлана продолжила династию, трудится начальником технического отдела  сервисного локомотивного депо Бугульма

(ООО «СТМ-сервис»). Её сын Игорь – студент Самарского государственного университета путей сообщения. На магистрали трудится и сноха Быковых, Ольга. Она – маневровый диспетчер станции Бугульма.
Александр Рассадин, Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31