28 сентября 2020 19:05

28 сентября 2020 19:05

фото: Елена Луц

Машины вне времени

В Пензенском отделе обслуживания научно-технической библиотеки КЦНТИБ работает фотовыставка моделей железнодорожной и военной техники, участвовавшей в битве на Курской дуге.
Формирование и запуск проекта приурочены к 75-й годовщине сражения, ставшего по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости и результатам одним из ключевых в Великой Отечественной войне.

Выставка состоит из тематической подборки литературы из библиотечных фондов, цветных фотографий моделей военной и железнодорожной техники, принимавшей участие в Курской битве.

Вдохновителем запуска фотовыставки стал коллекционер, руководитель музея истории железной дороги в Пензенском регионе Александр Сачков. По его словам, Курская битва – это не только грандиозное сражение людей, но и техники, а отчасти и мощное противостояние конструкторских бюро двух противников.

Сегодня результаты труда разработчиков тех лет можно увидеть либо в специализированных музеях, либо на архивных чёрно-белых фотографиях. Заглянуть в историю помогают и цветные действующие модели. На сегодняшний день в коллекции Александра Сачкова около 300 железнодорожных моделей, в том числе два действующих военных эшелона – один с советской бронетанковой техникой, второй – с немецкой. На фотовыставке можно увидеть самые известные немецкие танки «Тигр» и «Пантера», тяжёлую самоходно-артиллерийскую установку «Фердинанд», а также советскую легенду – танк Т-34 и «лёгкие» танки серий БТ и Т-26. Особое внимание уделено железной дороге, поскольку её вклад в Победу огромный – вся техника подвозилась к местам сосредоточения войск исключительно железнодорожным транспортом.

На фотовыставке можно познакомиться с одним из самых известных советских паровозов серии Эм. Простые в управлении и ремонте, эти машины оказались самыми приспособленными для прифронтовых дорог и исправно снабжали советских солдат всем необходимым.

Германия поставила на военные рельсы всю промышленность. После 1942 года начался выпуск специального подвижного состава для транспортировки тяжёлых видов вооружений, в частности, военного паровоза серии BR52. Кроме того, появление новых моделей танков подстегнуло производство новых видов подвижного состава. Так появились специальные вагоны-платформы грузоподъёмностью от 50 до 80 тонн. Стоит отметить, что к местам боёв они шли напрямую из Западной Европы без перегрузки и смены подвижного состава, потому что всю колею до Харькова и Орла немцы «перешили» под себя.

Благодаря цветным фото можно проследить изменение «окраса» техники. Если советский парк его не менял, то немецкий можно считать настоящим хамелеоном. В 1941-1942 годах в стане противника, в основном, преобладала серая цветовая гамма, но к началу Курской битвы вышел приказ о необходимости перекраски всей техники в специальный приглушённо-жёлтый цвет. Дело в том, что основные события на этом направлении разворачивались в середине лета, поэтому немцы полагали, что новая расцветка поможет технике слиться с выгоревшей степной травой. По железной дороге танки везли в заводской – жёлтой – окраске, а уже на местах экипажи в зависимости от ландшафта наносили дополнительный камуфляж. Однако ни военная хитрость, ни тактические приёмы не помогли. После Курской битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной армии.

На фотовыставке уже побывали ветераны-железнодорожники, которые не просто изучили экспозицию, но и обсудили увиденное. Изначально планировалось, что фотовыставка символично проработает до даты окончания Курской битвы. В итоге её работу было решено продлить, чтобы вернувшиеся к занятиям учащиеся также успели познакомиться с экспозицией.
Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31