23 марта 2019 05:15
фото: Наталья Селезнёва

Подводная разведка

Водолазы-железнодорожники обследовали опоры самого протяжённого на магистрали Императорского моста через Волгу

Такое событие бывает раз в 10 лет. Опоры железнодорожного и шоссейного моста через Волгу, которому уже перевалило за сотню лет, приехала осматривать сетевая водолазная обследовательская станция Центральной дирекции инфраструктуры. В течение двух недель специалисты выясняли, всё ли в порядке с одним из главных символов города Ульяновска.
«Протяжённость Императорского моста через Волгу составляет 2 км 111 м без подъездных путей, – говорит мостовой мастер Пётр Шахматов. – Стоит он на 14 опорах. Один раз в десять лет их подводную часть осматривают водолазы. Они определяют степень влияния на железобетонную конструкцию природных и других внешних факторов: наличие подмывов фундамента опор, трещин, сколов, характер коррозии и мест оголения арматуры. Состояние подводной составляющей моста должно соответствовать требованиям безопасности».

Водолазы прибыли в Ульяновск на специальном поезде, который служит им домом на период работ. Здесь находится и всё их уникальное снаряжение. Отметим, что водолазная обследовательская станция уникальна тем, что является единственным подразделением, занимающимся обследованием мостовых переходов по всей сети дорог.

Как рассказал начальник станции Павел Федулов, количество обслуживаемых водолазами мостов варьируется каждый год, это зависит от заказчика – железных дорог – и исчисляется оно опорами. В этом году по плану специалисты должны обследовать 80 мостовых опор.

В группе водолазов шесть человек. У каждого за плечами большой опыт работы в подразделении.  Непосредственно в подводных работах задействованы два водолаза: Юрий Твеленёв и Игорь Дюкарев. Трое их коллег – Михаил Быстров, Кирилл Приходченко и Денис Орехов – проводят организационные и подготовительные работы, обеспечивают спуск водолазам. Руководит работами начальник водолазной обследовательской станции Павел Федулов. В должности Павел Анатольевич пять лет, в то время как за плечами водолазов, которые готовятся к погружению на глубину, более 10 лет подводных работ. Это высококлассные специалисты, отличающиеся недюжинным здоровьем.

«Для допуска к работам водолазы проходят отдельную специализированную медицинскую комиссию, которая указывает разрешённую глубину погружения в зависимости от состояния здоровья водолаза, – говорит Павел Федулов. – К слову, средняя глубина под мостом через Волгу составляет 25-27 м. Прежде чем приступить к глубинным работам по осмотру опор, мы два дня проводили замер русла».

Юрий Твеленёв и Игорь Дюкарев готовятся к подводной разведке. Водолазы облачаются в гидрокостюмы с баллонами. Одного баллона хватает примерно на один час работы. Сам водолазный костюм изготовлен из специальной ткани, увеличивающей плавучесть. Правда, ракушки её могут и порезать. Боты на ногах тяжеловесные, по 4,5 кг каждый, с бронзовыми пластинами. Воздушный баллон с манометром показывает глубину и количество оставшегося воздуха.

У каждого водолаза в руках фонарь и видеокамера. Под водой ведётся видеосъёмка, запись которой выводится на монитор, расположенный в лодке. Отсюда поддерживается связь с водолазами, при необходимости регулируются качество звука, мощность света от прожекторов в зависимости от чистоты воды, ведь водолазам придётся осматривать состояние русла в радиусе 15 м от каждой опоры. На основании просмотренного видеонаблюдения, в дальнейшем будет дан детальный анализ и составлен отчёт о работе.

Водолазы отмечают, что течение под мостом тихое, поэтому работать удобно. Правда, не обходится и без некоторых сложностей.

«Много проблем под водой создают рыбацкие сети, которые течением прибивает к опорам моста, – говорит Юрий Твеленёв. – Приходится их срезать, чтобы не запутаться. Для этих целей у нас в снаряжении обязательно есть нож. Все опоры укутаны шубой из ракушек, которые могут повредить гидрокостюмы. На дне присутствует так называемый топляк – затонувшие бревна».

Работа под водой уникальна ещё и тем, что глубинные просторы таят в себе много любопытной информации, скрытой от посторонних глаз. К примеру, в одной из опор моста водолазы обнаружили... замурованные кирзовые сапоги. Вероятно, мостовики при строительстве перехода таким образом решили оставить после себя «автограф» на вечную память: опоры моста строились ещё в 1913 году!

Ульяновский мост через Волгу единственный в своем роде – он самый протяжённый на Куйбышевской железной дороге. Большая акватория Волги, низкие температуры в районе моста тоже накладывают свой отпечаток: даже одновременная работа двух водолазов не позволяет проводить обследование более двух опор в день. У специалистов водолазной обследовательской станции есть определённые ограничения по силе ветра, волнению воды. С учётом всех этих нюансов, один день из-за сильных ветров водолазы не могли проводить работы, занимались профилактикой оборудования.

За две недели специалисты водолазной обследовательской станции проверили все опоры Императорского моста и вынесли свой вердикт: угрозы безопасности движения они не таят, тем не менее, следует усилить опоры моста для надёжной эксплуатации. Что касается детального анализа, то он будет подготовлен специалистами примерно через месяц.

После осмотра моста через Волгу работники водолазной обследовательской станции отправятся в Башкирский регион, где им предстоит обследовать на предмет безопасности сразу четыре моста. Затем они «отплывут» на Восточно-Сибирскую дорогу.
Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31