07 июля 2020 01:38

07 июля 2020 01:38

фото: Александр Савенков

В лучших традициях дороги

Эксплуатационному локомотивному депо Бугульма – 105 лет

О становлении локомотивного депо Бугульма как никто лучше расскажет Камиль Султанов, проработавший тут много лет машинистом и машинистом-инструктором. Камиль Хузиевич также долгое время был хранителем музея депо, который был открыт в честь 140-летия Куйбышевской дороги.
Экспозиция охватывает период истории локомотивного депо Бугульма со времени его возникновения в 1913 году и до наших дней, и повествует о роли предприятия в развитии Бугульминского железнодорожного узла и города Бугульма.

Среди экспонатов – уникальные фотографии, книги, письма, мемуары и награды. Одна из экспозиций посвящена деятельности железной дороги в годы войны. Коллекцию дополняет форменная одежда прошлого века и предметы периода Великой Отечественной войны.

Отдельное место в фондах музея занимает Доска Почёта, на которой размещены лучшие работники депо. Одна из значимых личностей – основоположник депо – Василий Николаевич Зуев, родившийся в 1895 году. Он начал свою трудовую деятельность в 1910 году столяром на строительстве станций Челны, Шентала и Бугульма.

«Василий Николаевич закладывал в Бугульме фундамент будущего депо, принимал участие в строительстве временного помещения депо из досок, так как началось движение поездов и паровозы надо было ремонтировать, готовить к рейсу, – рассказывает Камиль Султанов. – По окончании строительства депо Зуев обратился к руководству с просьбой, чтобы его взяли в цех. Его приняли столяром. Василию Николаевичу довелось принимать участие практически во всех значимых событиях прошлого столетия, которые произошли на железнодорожном узле, в депо, да и вообще в городе».

В истории локомотивного депо Бугульма, так же, как в целом всей Куйбышевской железной дороге, были тяжёлые времена. Взять, к примеру, 1937-1938 годы, когда честных, преданных своей профессии рабочих, машинистов, руководителей объявляли врагами народа. В те годы были арестованы несколько деповчан, в том числе бывший машинист-инструктор Петр Ржечковский.

«Петр Марьянович Ржечковский был прислан в депо приказом НКПС для укрепления кадров, – рассказал Камиль Султанов. – Он начинал работать на Юго-Западной железной дороге, окончил курсы повышения квалификации при НКПС и неожиданно был признан врагом народа, осуждён на 10 лет и пробыл в заключении с 1937 по 1947 годы, подорвав здоровье. После этого недолго проработал кочегаром в мелких котельных предприятий города. Его не стало в 1955 году. Так ломались судьбы людей. Сейчас в Бугульме живут его внук и внучка».

Нельзя не упомянуть машинистов – участников Великой Отечественной войны. В локомотивном депо Бугульма таковых было 287 человек. Многие из них за боевые заслуги награждены орденами и медалями. Из них шесть человек были участниками Парада Победы на Красной площади 1945 года.

Любопытна военная судьба машиниста Галима Харисова. На своём паровозе он проехал весь Советский Союз, при этом многократно подвергался вражеской бомбардировке, но самостоятельно, будучи автогенщиком 7-го разряда, каждый раз восстанавливал поезд и продолжал движение в составе военизированной колонны. Выполняя военные перевозки, ему единственному из машинистов депо приходилось ездить по «живым» сигналам – когда на каждом километре стояли сигналисты с флажками, а поезда следовали друг за другом.

Добрых слов заслуживают и паровозные бригады, которые трудились в тылу.

«В то время на паровозе топили топку дровами и некачественным углем, а обеспечить ведение поезда по расписанию было подвигом, – вспоминает Камиль Султанов. – Не случайно паровозные бригады, проработавшие в войну без брака, награждались правительственными наградами: орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени».

Машинистов шестидесятых годов Камиль Султанов знает не понаслышке. Он работал вместе с ними бок о бок дружно, старательно, все силы направляя на выполнение плана перевозок, экономию топлива и запчастей.

В эти годы парк паровозов в депо дошёл до 150, они начали работать до Стерлитамака и Рузаевки. Локомотивная служба дороги установила для депо должности четырёх машинистов-инструкторов. На эту должность были назначены опытные, очень требовательные машинисты, в числе которых оказался и Камиль Султанов.

Сегодня эксплуатационное локомотивное депо Бугульма, в котором трудятся без малого 500 человек, продолжает оставаться одним из ведущих подразделений дороги. Теперь локомотивщики на мощных тепловозах перевозят по четыре тысячи тонн грузов, при необходимости могут вести поезда весом до восьми тысяч тонн. И с этим справляются всего два человека – машинист и его помощник.

На привокзальной площади в Бугульме установлен памятник грузовому паровозу серии «Л», весом более 100 тонн. Это дань памяти героям и символ благодарности за подвиг, богатую историю депо и отрасли, проверенные временем традиции.
Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31