14 июля 2020 10:16

14 июля 2020 10:16

фото: Фото автора

Дозаправка в кривых

Пластинчатый и форсунчатый помощники делают путь по-настоящему гладким

Стационарные путевые лубрикаторы остаются наиболее надёжным методом продления срока службы рельсов и колёсных пар. Тонкости поддержания их в рабочем состоянии изучал корреспондент «Куйбышевского железнодорожника».
У кривого участка пути станции Ульяновск-3 припарковывается «УАЗ-390945»-«Фермер» – неординарное совмещение микроавтобуса и грузового автомобиля. В кузове с тентом – путейская тележка типа «модерон», ёмкости со специальной смазкой, баллоны с сжатым воздухом и множество путейских инструментов. Весь этот арсенал необходим для технического обслуживания стационарных путевых лубрикаторов, которое по графику проводят работники сервисной компании из Саратова: Вячеслав Гулаков и Павел Миронов. С ними на перегон выезжает ответственный за проведение работ мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов Ульяновской дистанции пути Евгений Смирнов.

Для человека непосвящённого слово «лубрикатор» может вызвать ассоциацию с каким-то персонажем фантастического фильма, на самом деле – всё намного прозаичнее. Лубрикатор – это тот же рельсосмазыватель, служит он для дозированного нанесения смазочного материала на рельс с целью уменьшения сил сопротивления движению при прохождении поездом участков кривых и стрелочных переводов.

Оповестив дежурного по станции, специалисты приступают к работе. Они осматривают состояние лубрикаторов, проверяют смазку, аккумуляторные батареи, прочищают и регулируют форсунки, или отверстия пластин, в зависимости от вида лубрикатора.

«Все детали очень мелкие, поэтому разбирать конструкцию следует осторожно, – говорит монтажник Вячеслав Гулаков. – Вот это распределительная пластина, здесь маленькие отверстия, через которые и поступает смазка. Посмотрите, здесь смазка застыла, стала похожа на пластилин, значит, она плохого качества. Будем её прочищать».

В то же время Павел Миронов и Евгений Смирнов проверяют содержимое пластикового шкафа.

«Стационарный путевой рельсосмазыватель состоит из двух конструкций: устройства смазки и шкафа, – объясняет Евгений. – Шкаф содержит газовый баллон с редуктором и регулятором давления, резервуар для смазки, электронный блок управления и электрическую батарею питания. Устройство смазки закрепляется на рельсе, здесь же закрепляется датчик обнаружения колеса проходящего состава и поддон для сбора отработавшей смазки. Смазка выдавливается через небольшие отверстия, когда проходит поезд. Срабатывает датчик вибрации в коробке, которая находится на пути, и лубрикатор делает выброс смазки метров за 10 до приближения тепловоза, а потом через каждые 20-40 колёсных пар. Смазка попадает на рабочую рельсовую грань, колёса цепляют смазку и разносят её дальше по рельсам. Один лубрикатор, если работает исправно, закрывает участок от 500 м до одного км, тем самым увеличивая срок службы рельсов, колёсных пар и остряков стрелочных переводов. В зоне действия лубрикатора локомотивным бригадам запрещается пользоваться песком».

Лубрикаторы расположены в кривых участках пути, в местах с наибольшей интенсивностью движения поездов. В радиусе поста электрической централизации станции Ульяновск-3 расположено два лубрикатора разного класса: пластинчатый и форсунчатый. Первый, по мнению специалистов, более трудоёмкий, и в плане техобслуживания на него затрачивается больше времени. Конструкция пластинчатого такова, что он выдавливает смазку, в то время как форсунчатый – её разбрызгивает.

На техническое обслуживание одного лубрикатора у специалистов уходит примерно два часа, после чего они направляются к следующему объекту, расположенному на перегоне станций Ульяновск-3 – Лаишевка в районе железнодорожного моста через реку Сельдь. Подъехать к лубрикатору на машине близко не получается из-за особенностей рельефа местности, поэтому значительную часть пути специалисты переносят необходимый инвентарь на однорельсовой путейской тележке.

Добравшись до места, Вячеслав Гулаков открывает шкаф с аккумулятором и баллоном для сжатого воздуха, заправляет баллон со смазкой до нужного показателя. В шкафу есть приборы с данными: сколько раз сработал лубрикатор с момента установки, а также показатели температуры воздуха, напряжения, давления, объёма смазки.

Кстати, вся информация о лубрикаторах просматривается в сетевой программе АС ВДСР в дистанции пути, Куйбышевском центре метрологии и стандартизации Куйбышевской дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции инфраструктуры в Москве.

«В период отсутствия специалистов мы следим за техническим состоянием лубрикаторов, – говорит Евгений Смирнов. – На компьютере, в своем рабочем кабинете, я могу увидеть состояние всех 35 лубрикаторов, находящихся на нашем балансе. Если они исправно работают, то отображаются зелёным цветом, если, к примеру, в баллонах заканчивается воздух или садится батарея – жёлтым, а если неисправные – красным».

Закачав в резервуар смазку, Вячеслав Гулаков приступает к следующему этапу работы – прочистке пластин, закреплённых на боковинах. Для этого он использует небольшой чемоданчик с набором слесарных инструментов.

Специалисты сервисного центра обслуживают лубрикаторы по всей сети железных дорог. Причём кочуют по всей России на ульяновских внедорожниках. По два работника на 15 машинах.

«Вся жизнь в дороге, вдали от дома, как же такой ритм выдерживаете?», – интересуюсь у своих героев.

«Если бы был женат, ни за что не выбрал такую работу, – уверен Вячеслав. – А пока молодой, мне ещё 25, можно поездить».

«Работа на любителя, – подтверждает Павел, который вдвое старше своего напарника. – Но я разведён, поэтому мне тоже проще: высказывать претензии по поводу моего долгого отсутствия некому».

В Волго-Камском регионе им предстоит провести техническое обслуживание 35 лубрикаторов, расположенных в границах Ульяновской дистанции пути. Много это или мало?

«В целом по России – это средняя цифра, – говорит Вячеслав. – Есть города, где лубрикаторов очень много, к примеру, в Минеральных Водах их около 100. Для нас трудности составляют не количество рельсосмазывателей, а подъездные пути к ним. К примеру, на Северо-Кавказской дороге приходится в этом плане туго из-за гористой местности».

Лубрикатор у железнодорожного моста был 26-ым по счёту, подготовленным к работе Павлом Мироновым и Вячеславом Гулаковым. После этого они отправятся на Инзенский участок, где проверят состояние, проведут техническое обслуживание и экипировку смазкой и сжатым воздухом оставшихся девяти. В общей сложности на все лубрикаторы у специалистов уйдёт около двух недель. А дальше – опять в дорогу. Куда кривая выведет – покажет график.
Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31