12 июля 2020 21:29

12 июля 2020 21:29

фото: Александр Викторов

Долгие километры монтёра Яковлева

Ветеран путевой машинной станции 149 (ПМС-149) Пётр Яковлев 40 лет своей жизни отдал одной из самых трудных и значимых профессий на железной дороге – монтёру пути.
Эта профессия на железной дороге – массовая, требующая сил, выдержки, определённых навыков и знаний. Чтобы строить и ремонтировать железные дороги, надо хорошо знать свойства грунта и балластных материалов, разбираться в способах укладки шпал и рельсов, уметь закреплять их, выполнять множество других операций. Насколько тяжёл и как важен этот труд как никто другой знает Пётр Яковлев – 80-летний ветеран ПМС-149, который своими руками в спартанских условиях строил и ремонтировал железную дорогу на всех направлениях Волго-Камского региона.

Детство Петра Васильевича проходило в послевоенные годы в Батырском районе Чувашии. По окончании школы он поехал работать шахтёром в город Шахты Ростовской области.

«Прибыли туда с одноклассниками, чтобы испытать свои силы, ну и, конечно, заработать на хлеб насущный, – вспоминает ветеран. – Два года проработал шахтёром (с 1959 по 1961 годы) на глубине 250 метров. Трудности не пугали, скорее было интересно почувствовать себя в роли подземного добытчика».

В Шахтах у Петра Васильевича произошло судьбоносное событие – он познакомился с будущей женой, Василисой Егоровной. Молодые вернулись на родину Яковлева, где вскоре сыграли свадьбу. Потом в поисках заработка поехали в Ульяновск, где узнали, что железная дорога принимает на работу людей массовых профессий.

«Пришли вместе с женой в ПМС-149 в августе 1962 года. Тогда организация называлась ПДМС – путевая дорожная машинная станция, –  вспоминает Пётр Васильевич. – Основная база её располагалась в Башкирии. Я устроился монтёром пути, которым и проработал полжизни, до самой пенсии. Василиса Егоровна три года работала в детском саду при путевой машинной станции, потом занималась воспитанием наших собственных  детей».

Поначалу Петру Васильевичу пришлось вникать в новую профессию, ведь до этого о жизни железнодорожников он знал только по книжкам.

Ветеран признаётся, труд монтёра даже с шахтёрским несравним.

«К трудностям я привык с детства, поэтому не спасовал, продолжал упорно трудиться, никогда не раскисал и не отказывался от дополнительных работ, – говорит Пётр Васильевич. – К тому же не в моём характере «прыгать» с места на место. Девиз мой такой: коль пришёл работать, не ной, преодолевай трудности. Годы в ПМС-149 пробежали как один миг, даже не заметил, как вышел на пенсию».

Пётр Яковлев не забывал и о самообразовании, постоянно повышал квалификацию  – вплоть до 6-го разряда. Последние годы был бригадиром пути. Не сосчитать километров  железных дорог, построенных Яковлевым. Он участвовал в прокладке новых путей на всех четырёх направлениях Волго-Камского региона, а также в Башкирии. При этом всё время вёл кочевую жизнь, работал в любую погоду, жил в вагончике.

«Жизнь была не сахар, – подтверждает Пётр Яковлевич. – Но труднее приходилось в зимнюю пору. Согревали мысли о семье, желание заработать, чтобы ни дети, ни жена ни в чём не нуждались. А ещё помогала поддержка коллег».

Пётр Васильевич считает, что в таких спартанских условиях на первый план выходит умение уживаться в коллективе, поэтому работник должен обладать чувством товарищества, умением всегда в нужный момент прийти на помощь.

«Эгоисты-одиночки быстро покидали наш коллектив, – делится ветеран. – Слава богу, что таких у нас было очень мало».

Многолетний добросовестный путь Петра Васильевича Яковлева не остался незамеченным: в начале восьмидесятых его наградили высшей наградой отрасли – знаком «Почётному железнодорожнику». Для монтёра пути такое признание – большая редкость.
«Если бы можно было повернуть время вспять, опять пошёл бы работать монтёром пути, – признался Пётр Васильевич».
Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31