15 июля 2020 11:30

15 июля 2020 11:30

фото: Пётр Гридин

Обратно – значит вперёд

На Куйбышевской дороге развивают тягу к экономии

Для повышения энергоэффективности на полигоне Куйбышевской магистрали задействуют технические и технологические резервы.
Основные задачи и наиболее перспективные направления в части повышения энергоэффективности перевозочного процесса на полигоне дороги и снижения расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) обсуждались в рамках технико-технологического совета. По мнению главного инженера Куйбышевской железной дороги Анатолия Соколова, на магистрали есть необходимый  потенциал для повышения энергоэффективности, но есть и проблемы, в которых ещё требуется детально разобраться.

Отметим, что основным показателем энергоэффективности является изменение энергоёмкости перевозочной деятельности как отношение расходов всех видов ТЭР на произведённую работу. По итогам первого полугодия энергоёмкость на полигоне дороги составила 51,5 кгут/изм и снизилась по сравнению с прошлым годом на 2,3%.

Если рассматривать доли расходов ТЭР по видам топлива, то 80,2% от всего расхода приходится на тягу поездов, из них  66,5% – на расход электроэнергии на тягу поездов. По отчётным данным, за первое полугодие установленный норматив удельного расхода электроэнергии на тягу поездов в целом на полигоне дороги не выполнен. Так, при плановой норме 112,4 кВтч/изм он составил 112,6.

Одним из направлений по снижению нагрузки тяговых подстанций является организация рационального использования энергии – рекуперация. На полигоне дороги её возврат составил свыше 92,5 млн кВтч при плане в 91,7 млн кВтч, при этом фактический удельный показатель снижен к установленному заданию на 0,4 кВтч. На это повлиял тот факт, что в течение первого полугодия с неисправной схемой рекуперации работало больше двух десятков электровозов, примерно столько же – с ненастроенной схемой. Отразилось на показателях и увеличение уровня напряжения в контактной сети, что не позволило локомотивным бригадам в полной мере использовать системы рекуперативного торможения.

Тем не менее, в локомотивном комплексе возможности обратного получения энергии взяты за основу для крупных энергоэффективных проектов. Один из ключевых – по организации движения грузовых поездов со скрещением на участке применения рекуперативного торможения – локомотивщики реализуют совместно с Куйбышевской дирекцией управления движением. В качестве «пилотника» взят участок Леонидовка – Шнаево с особенностями рельефа местности – затяжным подъёмом и соответствующим спуском.

За счёт применения рекуперативного торможения чётные поезда здесь следуют на протяжении 12 км, а нечётные – в режиме тяги на параллельном соединении. В результате всю выработанную энергию, переданную посредством рекуперации в контактную сеть, используют на тягу нечётного поезда. Таким образом на данный участок дирекциям удалось привести 10 пар поездов в сутки, что позволяет говорить об оценённом экономическом эффекте в более чем 2,7 млн кВтч.

По данным топливно-энергетического центра, во втором квартале удельный расход электроэнергии по счётчикам подстанций на экспериментальном участке снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 105,2 кВтч/изм до 91,5 кВтч/изм и сократился расход электроэнергии на 769 тыс. кВтч.

В настоящее время для распространения проекта рассматриваются ещё два участка Барыш – Поливаново, где подъём составляет около 20 км, и Асекеево – Филипповка с подъёмом в 22 км. К сентябрю планируется завершить работу над графиком для одновременного подвода поездов к данным участкам. Об ожидаемом эффекте в дирекциях пока говорят с осторожностью, но уже очевидно, что результат на этих участках может в разы превзойти достигнутые на «пилоте». Помимо этого, проект открывает перспективы и для решения ещё одной ключевой задачи – уменьшения потерь электроэнергии в контактной сети на подстанциях, питающих данные участки.

Кроме этого, в локомотивном комплексе для повышения энергоэффективности разработан и реализуется ряд проектов, предусматривающих изменение порядка обслуживания пассажирских поездов и снижающих расход электроэнергии. В частности, на участках Рузаевка – Тольятти и Уфа – Кандры за счёт уменьшения  расхода на «горячий» простой, а на участке Самара – Сызрань – за счёт снижения разгона пассажирского поезда со станции Звезда.

Повышению энергоэффективности способствует и работа над межфункциональными проектами. Взаимодействие Куйбышевской дирекции тяги, службы вагонного хозяйства и Куйбышевской дирекции управления движением позволило реализовать возможность снижения времени проведения сокращённого опробования тормозов в грузовых транзитных поездах по станции Абдулино, где благодаря сокращению времени стоянки грузового поезда также удалось снизить энергозатраты.

Кроме того, существенную экономию может дать более эффективное использование локомотивов серий ВЛ10К и 2ЭС6, которые из-за нереализованного в полной мере  потенциала становятся слишком энергозатратными. К примеру, 2ЭС6 способен везти до 8,5 тыс. тонн, тогда как для Куйбышевской его максимум – 7,1 тыс. тонн. И здесь сдерживающим фактором становится несовершенство энергосетей, требующих серьёзной модернизации.
Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31