Васса как символ времени

«Я сейчас под большим впечатлением от «Вассы Железновой», глубокой, сильной и оригинальной вещи. И как это удивительно сделано! Взят комок грязи - а из него брызжут яркие искры и освещают такие тайники, что даже жутко становится», - так писали критики о новой работе Максима Горького, появившейся на московской сцене в 1910-м году.
Прошёл почти век. Актуальность горьковских произведений не только не пропала, напротив, усилилась. В одну из командировок в Санкт-Петербург я увидела «Вассу» на сцене Большого Драматического театра.

«Я сейчас под большим впечатлением от «Вассы Железновой», глубокой, сильной и оригинальной вещи. И как это удивительно сделано! Взят комок грязи - а из него брызжут яркие искры и освещают такие тайники, что даже жутко становится», - так писали критики о новой работе Максима Горького, появившейся на московской сцене в 1910-м году.

 

Прошёл почти век. Актуальность горьковских произведений не только не пропала, напротив, усилилась.  В одну из командировок в Санкт-Петербург я  увидела «Вассу» на сцене Большого Драматического театра имени
Г.А. Товстоногова. Она захватила меня, верно, не меньше, чем зрителей первой постановки пьесы, и тоже, кажется, раскрыла такие глубины сердца, в которые жутко заглядывать.

 

Вассу  блестяще сыграла народная артистка России Светлана Крючкова, добавив этой властной купеческой вдове  побольше «сердца». Она, безусловно, вызывает симпатию зала, на фоне никудышных представителей своего семейства, с которыми без греха не проживёшь. В своё время критики называли пьесу Горького «криминальной»,  и даже «мрачным анекдотом», в котором изображено «какое-то дно, где убивают, отравляют, развратничают, насильничают, заточают детей в монастырь, подделывают духовные завещания»... Словом, на первый взгляд, это -  скучный рассказ господина N о своих полууголовных знакомых  гг. Железновых, проживающих в городе NN.

 

Максим Горький редактировал пьесу неоднократно. Спектакль БДТ поставлен по сценической композиции 1910 и 1935 годов и черновикам писателя. В последнем варианте этого произведения  все недостатки главной героини обнажены донельзя, их выразительно демонстрирует Светлана Крючкова. Но демонстрирует и другое - стремление к новой жизни: свою тёмную жизнь она украшает мечтой о здоровых и умных внуках (раз дети не удались), а чёрную землю - цветами. Вассе тесно в огромном, гулком доме, где постоянно слышатся какие-то шорохи, но хорошо в саду, точно в церкви. Она не ждёт пощады от людей, но верит в милость Бога, потому что все её грехи - ради детей. А для детей не стыдно...

 

Сыновья же гротескно выписаны кособокими, глупыми и ничтожными, которые не хотят и не могут работать, но стремятся стать хозяевами в этой жизни, по принципу: подайте и подите. Особенно показателен образ старшего сына Семёна, у которого на всё один ответ: «Ю!» Что значит «Ю» - неясно, зато ясно, что сама Васса стала символом времени, как и символом веры.

А если оглянуться сегодня вокруг, можно ли найти среди нас таких же сильных  женщин, готовых брать на себя ответственность за семью, готовых к тяготам ради детей, ради будущего? Да, конечно! Роль женщины в построении нового общества, которую Горький поставил на пьедестал, с каждым годом только возрастает. Порой к этой истине сложно подобраться сквозь толщу скучного быта. И тогда на помощь приходит искусство.   

 

Премьерный показ «Вассы Железновой» в БДТ состоялся в канун 2007 года, очевидно, ознаменовав таким образом 75-летие выхода Указа Ленсовета о присвоении Ленинградскому БДТ имени Максима Горького (позже театр стал носить имя известного  режиссёра БДТ - Товстоногова). В этом знаменитом театре на Фонтанке в разное время блистали Татьяна Доронина, Евгений Лебедев, Зинаида Шарко, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих (последние изредка остаются ещё задействованными в спектаклях). Можно сказать, что руководитель БДТ - Кирилл Лавров, вырастил замечательную плеяду театральных деятелей, в число которых входит и его собственная дочь, заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, сыгравшая в «Вассе Железновой» красавицу Анну.

Татьяна Макогонова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/