фото: Владимир Литвинов

Первые взрывы в горах Алатау

Принудительный спуск снежных масс с помощью специально организованных взрывов в конце прошлой недели провели на участках южного хода Красноярской магистрали в горах Кузнецкого Алатау и Восточного Саяна.
Взрывные работы проходили в течение трёх дней, с 5 по 7 февраля, в окрестнос­тях самых снегозаносимых и лавиноопасных перегонов, расположенных в Кемеровской области: Чульжан – Бельсу, Бельсу – Теба, а также вблизи станции Лужба.

Были проведены несколько искусственных спусков в местах так называемых «скальных прижимов», где железнодорожный путь проходит на расстоянии нескольких метров от горных склонов. Спуск снега выполнялся специализированной организацией в технологические «окна», когда движение поездов не осуществляется.

Решение об организации принудительного обрушения снежных масс принято в связи с погодной ситуацией и в целях обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов.

Взрывные работы, проводимые в зонах зарождения лавин, позволяют предотвратить их самопроизвольный сход и являются эффективной мерой профилактики в борьбе со стихией.

В результате продолжительных снегопадов, прошедших в регионах Сибири в последние десять дней, уровень снега, скопившегося на склонах гор, увеличился более чем на два метра, а в некоторых местах достиг 3,2 метра. Это рекордное снегонакопление за последние десять лет. В середине недели тридцатиградусные морозы сменились резким потеплением, что повысило опасность стихийного схода лавин.

– В пятницу, субботу и воскресенье производились взрывные работы на 85-м, 92-м, 95-м, 98-м, 99-м, 105-м и 131-м километрах, – рассказывает начальник Чульжанской дистанции пути Евгений Тройнин. – В этом году в эти дни мы проводили первые взрывы. В итоге совокупно сошло около трёх тысяч кубомет­ров снега. Необходимо отметить, что подобные мероприятия назначаются по мере накопления снега и его готовности к сходу. Если снег не готов сойти, то взрывные работы проводить нецелесо­образно. Чем выше температура воздуха, тем больше сойдёт масс во время взрывов, так как снег станет более влажным и отяжелеет.

Например, в воскресенье было минус 5 градусов – такая погода является подходящей для проведения этого вида работ. При таких условиях взрывы будут наиболее эффективными, поскольку высока вероятность спустить больше снега.

Ограничения по скорости до 40 км в час за трое суток с 5 по 7 февраля вводились на 98-м, 99-м, 104-м и 105-м километрах. На этих участках железнодорожники установили круглосуточное наблюдение.

– Взрывы проводились с соблюдением всех норм безопасности. Если в феврале ещё будут снегопады, то при ближайшей после них оттепели возникнет необходимость организовать взрывные работы на 142-м км дистанции. Но пока этот участок не нуждается в таких кардинальных мероприятиях, – отметил Евгений Тройнин.

Из техники для уборки сошедшего снега на железнодорожных путях были задействованы два роторных и два плужных снегоочистителя. Кроме того, в масштабных мероприятиях по спуску лавин участвовали 45 человек, в числе которых ответственные руководители работ, сотрудники локомотивных бригад, оборщики горных пород (специалисты, подготовленные для проведения операций с использованием альпинистского оборудования) и работники дистанции инженерных сооружений службы пути Красноярской дирекции инфраструктуры.

Всего на направлении от Междуреченска до Бискамжи 18 лавиноопасных участков. Наблюдение за ними ведётся специалистами дорожной противолавинной станции постоянно в течение зимнего сезона – с ноября по апрель.

Развёрнутая длина дистанции составляет 235 километров, её работники обслуживают путевое хозяйство семи станций.

Справка «КЖ»
Противолавинная станция Красноярской магистрали – подразделение, в задачи которого входит предотвращение самопроизвольного схода лавин со склонов, прилегающих к железной дороге, с целью обеспечения безопасности движения поездов. Для этого специалистами регулярно проводятся комплексные мероприятия. В летнее время производится установка и ремонт снегоудерживающих изгородей и кольктафелей на горных склонах. В зимний период работают посты кругло­суточного наблюдения, срезаются козырьки и надувы, которые могут спровоцировать самопроизвольный сход снежных масс, организуются профилактические взрывные работы.
Александра Бобкова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/