27 мая 2020 13:18

27 мая 2020 13:18

За Урал, и направо

В этом номере мы завершаем особую страницу в рубрике «К 170-летию российских железных дорог» - цикл статей о крупнейшей дороге планеты: Транссибирской магистрали. В летних выпусках газеты мы рассказали историю создания этого гигантского пути, историю, полную замечательных и неожиданных фактов.
В итоговой статье исторической рубрики, посвящённой этой дороге, мы подобрали «самое-самое» - факты, которые будут интересны не только профессионалам.

В этом номере мы завершаем особую страницу в рубрике «К 170-летию российских железных дорог» - цикл статей о крупнейшей дороге планеты: Транссибирской магистрали. В летних выпусках газеты мы рассказали историю создания этого гигантского пути, историю, полную замечательных и неожиданных фактов.

 

В итоговой статье исторической рубрики, посвящённой этой дороге, мы подобрали «самое-самое» - факты, которые будут интересны не только профессионалам.

- Мало известно, что ещё до прихода русских своеобразный прототип Транссиба существовал на сибирских землях. Назывался он «Меховый путь» и проходил от Байкала на Урал и далее - в Древнюю Русь. Более тысячи лет назад посланцы от государства енисейских киргизов (предков современных хакасов), пройдя Меховым путём, побывали в Киеве. В то время киргизская столица Уйбат ни в чём не уступала далёкому Киеву (сейчас станция Уйбат находится неподалёку от старого городища на Абаканском отделении Красноярской железной дороги).


- Предшественником Транссиба был тележный Московский тракт. По нынешним меркам это была бы узенькая просёлочная дорога, по которой проехать можно только на «внедорожнике». Впрочем, ещё полтора века назад это была единственная дорога на десять миллионов квадратных километров территории. Именно вдоль неё были основаны и развивались сибирские города: Красноярск, Омск, Иркутск.


- По планам магистраль должна была проходить совсем по другим территориям. Например, первоначальный проект предполагал, что от Уяра дорога должна уходить на юг и идти через Саяны. В то время в тех местах бушевала золотая лихорадка, и казалось целесообразным вести линию через сибирский «Клондайк». Если бы строительство осуществилось, вдалеке от дороги остались бы такие города, как Тайшет, Иланск и Решоты. Но к 1891 году золотая лихорадка уже ослабла. Поэтому линию решили строить вдоль уже обжитого тележного тракта. От Нижнеудинска дорогу планировалось вести левее нынешнего её положения - на север от Байкала (там, где проходит нынешний БАМ). Однако прокладка дороги через горы Прибайкалья была бы очень затратна. Кроме того, получалось, что в стороне от железной дороги оставался крупнейший город Сибири тех времён - Иркутск. В итоге дорогу всё же проложили через Иркутск и Читу. Время БАМа наступило только через сто лет.


- За рубежом до сих пор частью Транссиба считается КВЖД - китайский участок дороги, который соединял Читу и Владивосток напрямую, минуя Хабаровск. Этот участок считался особой территорией, подчинённой России (несмотря на то, что проходил по территории Китая), наша страна потеряла его после проигранной Русско-японской войны. Царское правительство было вынуждено форсировать строительство Амурской дороги. Новый путь длиннее старого, "китайского", на несколько сотен километров.


- Транссиб - самая длинная дорога человечества. Она отобрала этот титул у Великого шёлкового пути - караванной дороги, соединявшей в Средневековье Китай с Ближним Востоком и Европой. Примечательно, что оба «рекордсмена» расположены достаточно близко - в Азии, и соединяют тихоокеанский регион с Восточной Европой.


- В конце восьмидесятых годов прошлого века «Норвежский географический ежегодник» проводил «всемирное дорожное статистическое исследование», в рамках которого дороги планеты были расставлены по степени их известности. Транссиб попал в первую двадцатку (единственный из всех отечественных магистралей). Лидерами же опроса стали три великих пути древности. Кроме Шёлкового, это Аппиева дорога в Рим (куда, как известно, ведут все пути) и Великая китайская стена, которая может
пользоваться и как дорога - верхняя её часть ничуть не уже современной федеральной автомагистрали.


- Известно, что возведение Великой китайской стены продолжалось более сотни лет и потребовало участия нескольких миллионов человек. Император Цинь Ши Хуан-ди согнал на строительство каждого десятого китайца. Было это в третьем веке до нашей эры. Для сравнения - основная часть Транссиба была проведена всего за пять с небольшим лет (1891-1896 гг.), а весь путь, соединивший Москву с Владивостоком, был окончен к 1916 году (то есть через четверть века от времени укладки первых шпал). На стройке было занято сто тысяч рабочих. Инструментарий, впрочем, за две тысячи лет не слишком изменился: лопаты, ломы, топоры, пилы. Отсюда возник и ещё один громкий титул Транссиба - он считается самым крупным «рукотворным произведением» за всю историю человечества.


- Транссибирская магистраль - единственная из отечественных дорог, попавшая во все энциклопедии мира. И французская L'Encyclopedie de l'Humanitee, и заокеанская Americana имеют отдельные статьи, которые так и называются - "Transsib". Самая знаменитая энциклопедия всех времён - Britannica - посвящает этой дороге несколько страниц. И это при том, что в «Британнике» вообще очень мало информации про Сибирь (например, нет статьи ни об одном сибирском общественном деятеле - ни историческом, ни современном).

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31