31 мая 2020 02:38

31 мая 2020 02:38

"Цензура" для угольного экспорта

Компания СУЭК намерена за пять лет увеличить добычу угля в Хакасии на 60 процентов. Перед хакасским филиалом поставлена задача за это время выйти на объём производства 12 миллионов тонн в год.
В 1770-е годы петербургский учёный-путешественник Паллас впервые обследовал выходы угольных пластов в береговом обрыве реки Абакан. В девятнадцатом веке уголь здесь добывали местные жители, а в двадцатом - за дело взялись промышленники. Предпринимательница Вера Баландина ещё в 1906 году заинтересовалась добычей угля в Хакасии.

Компания СУЭК намерена за пять лет увеличить добычу угля в Хакасии на 60 процентов. Перед хакасским филиалом поставлена задача за это время выйти на объём производства 12 миллионов тонн в год.

 

 

От Баландина до Суэка


В 1770-е годы петербургский учёный-путешественник Паллас впервые обследовал выходы угольных пластов в береговом обрыве реки Абакан. В девятнадцатом веке уголь здесь добывали местные жители, а в двадцатом - за дело взялись промышленники. Предпринимательница Вера Баландина ещё в 1906 году заинтересовалась добычей угля в Хакасии. Проведя экономический анализ, она решила рискнуть - выкупила участок на сумму 300 рублей. В это время под её руководством здесь начали организовываться шахты. А когда дело набрало обороты, Вера Арсеньевна через консорциум петербургских банков привлекла 36 млн. рублей на строительство железной дороги, которая была жизненно необходима для транспортировки и сбыта увеличивающихся объёмов добычи угля. Станция Черногорские Копи изначально была ориентирована на отправку угольных грузов.


Татьяна Горчакова, начал ьник товарной конторы станции, рассказывает, что сейчас около 80 процентов грузов (в том числе и уголь) идут на экспорт: в Прибалтику, в Великобританию, Финляндию, Турцию, Испанию и другие страны. Кроме «грузового короля» — угля, есть и более экзотические грузы. Например, одна из компаний занимается промывкой шерсти и стабильно отправляет в Китай 2-3 вагона чистого, шелковистого продукта.

 

 

Дробилка, сито и стальные вагоны


Добыча угля в Черногорских Копях ведётся в огромных котловинах. Главное действующее лицо на угольной «арене» - экскаватор. Громадная махина с десятикубо-метровым ковшом, который может «поглотить» среднестатистический городской офис. Такой экскаватор обслуживается двумя электроподстанциями (если кто-то захочет запустить такую «игрушку» в домашних условиях, потребуется четыре миллиона «пальчиковых» батареек).
Если кто-то захочет запустить экскаватор в домашних условиях, потребуется четыре миллиона «пальчиковых» батареек.
На хакасских разрезах достаточно высокий коэффициент вскрыши — от четырёх до шести. Другими словами, чтобы добыть тонну угля, нужно «обработать» от четырёх до шести тонн породы. Добытый уголь отличается высоким экспортным качеством.


На «дробилке» (дробильно-сор-тировочном комплексе) угольные фракции приводят к «единому знаменателю» — 300 миллиметров. Следующая ступень конвейера — сито. Фрагменты меньше 13 миллиметров уничижительно нарекают «отсевом» и сразу отправляют на склад.
Оставшихся «форматных» представителей отправляют на предпоследнюю стадию угольной «цензуры» — обогащение. Здесь в специальных ёмкостях находится суспензия, приготовленная из воды и магнетита (её плотность - 1,7). Ценный уголь (имеющий плотность 1,6) всплывает на поверхность, а фрагменты горной породы тонут.
Таким образом, отборный уголь попадает на многоуровневую сортировку. Здесь топливо распределяют на несколько категорий, в зависимости от размера. В это время внизу под эстакадой готовый продукт уже дожидаются чистые вагоны. После того, как все они будут заполнены, подъедет тепловоз и увезёт их на станцию. Сегодня представители угольной компании реализуют программу по установке вагонных весов, которые необходимы для безопасной отправки грузов. На этот проект ими выделяется 8,5 млн. рублей.


В последние годы объёмы погрузки «чёрного золота» стремительно увеличиваются, и в настоящее время с Черногорских Копей ежесуточно уходит до 300 гружёных вагонов. В июле со станции отправили 6842 вагона с углём. А всего с начала года - около 50 тысяч. Если же провести станционную реконструкцию и расширить инфраструктуру, то можно будет отправлять до 450 вагонов в сутки.

Роман Винокуров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31