26 мая 2020 23:49

26 мая 2020 23:49

Владимир Переверзев: "Формализм - главный бич в вопросах охраны труда"

Нынешний руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности Владимир Переверзев был назначен на свою должность совсем недавно. Корреспендент «КЖ» побеседовал с ним о проблемах производственной безопасности и новых формах работ в сфере охраны труда.

Нынешний руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности Владимир Переверзев был назначен на свою должность совсем недавно. Корреспендент «КЖ» побеседовал с ним о проблемах производственной безопасности и новых формах работ в сфере охраны труда.


- Владимир Николаевич, самый й актуальный на сегодня вопрос с - безопасность в электрохозяйстве. Что делают ваши сотрудники для профилактики травматизма?


— В своё время ведомственный Энергонадзор выполнял работу по профилактике электротравматизма и контролю за обслуживанием и техническим состоянием электроустановок. В 2003 году это подразделение было упразднено, а все его функции переданы нашей службе. Сегодня одна из основных задач — не опустить планку. Хотя два штатных специалиста службы, на которых возложен контроль за состоянием электроустановок, в полной мере не могут заменить целую организацию. Поэтому проблема электротравм остаётся злободневной. Это хоть и не массовый, но самый тяжёлый по последствиям вид травматизма. Как правило, сорок процентов таких случаев имеют смертельный исход.

Травмы можно разделить на два вида. К первой категории относятся те, что происходят по техническим причинам (отказы устройств). Например, причиной последнего несчастного случая на станции Итат стал излом изолятора.

 

Второй вид —  нарушение исполнителем правил охраны труда: отсутствие наряда-допуска, расширение фронта работ, нарушения техники безопасности со стороны технических исполнителей. Для этого мы проводим внезапные проверки работающих бригад, активно используем трёхступенчатый контроль.

— Каковы основные принципы трёхступенчатого контроля, в чём его «плюсы» и «минусы»?


— Первая ступень — ежедневный контроль бригадира за состоянием рабочих мест, инструмента, спецодежды, соблюдением работниками установленных норм и правил. Вторая ступень — на уровне начальника цеха или мастера. Их компетенция выше, а значит и вопросы, которые они должны контролировать, обширнее. Третий уровень — руководитель предприятия, он оценивает ситуацию в целом, контролирует организацию всего производственного процесса. Если эта система будет работать на сто процентов, мы сможем обеспечить безопасные условия труда всем работникам.
К сожалению, при проведении целевых и комплексных проверок, часто обнаруживается, что ряд руководителей относятся к контролю формально.

 

Формализм — главный бич в вопросах охраны труда. Например, все видят - человек пришёл на работу в кроссовках вместо сапог, но никто не замечает, что он не использует средства защиты или нарушает технику безопасности. В качестве примера халатного отношения можно привести случай, который недавно произошёл на Чульжан-ской дистанции пути. Монтёр во время рабочего дня употреблял спиртные напитки и попал под колёса поезда. Подобные дисциплинарные нарушения за ним замечали не единожды. Если бы вовремя отстранили от работы, он остался бы живым. Контроль на этом предприятии не проводился. На Козульской дистанции пути он проводится раз в полгода. Чего ждут мастера и руководители?


— Мне это напоминает организацию проведения Дня охраны труда...


— Мы готовим распоряжение за подписью начальника дороги, чтобы День охраны труда со среды перенести на вторник. Это обусловлено тем, что среда — установленный день безопасности на дороге, и хотя эти две вещи неразделимы, руководители, как правило, отдают предпочтение безопасности движения. Общая структура проведения дня охраны труда должна выглядеть следующим образом: до обеда коллектив изучает теоретические вопросы, а после - на практике применяет полученные знания, отрабатывает навыки на специальных полигонах. Многие службы и руководители пока не понимают значение Дня охраны труда. Они думают, что в этот день нужно провести только проверку, например, состояния путевого инструмента, спецодежды и документации. А настоящая цель в том, что,«оторвав» работника от производства на целый день, мы должны рассказать, а главное показать, как правильно должна быть организована работа. Для этого нужны только желание и воля руководителя. Мы же не заставляем изучать охрану труда, не свойственную данной профессии. Например, в локомотивном депо можно рассмотреть вопрос о том, как помощник машиниста или машинист должны правильно и безопасно принять локомотив. Какие инструменты должны иметь при себе, как правильно подойти к локомотиву, чтобы не попасть под подвижной состав.


— Какая ситуация сложилась в сфере промышленной безопасности?


— Основная задача — контроль за соблюдением правил эксплуатации опасных производственных объектов. Это заправочные станции, топливные склады, подъёмные механизмы, сосуды, работающие под давлением, котельные установки. Сегодня износ основных фондов составляет 60-70 процентов. У нас на дороге используется 907 технических устройств на опасных производственных объектах, 268 из них выработали свой нормативный срок службы, а 35 — два нормативных срока. После того, как истёк срок эксплуатации, мы должны делать экспертизу, которая стоит недёшево. Например, чтобы проверить один воздухосборник, нужно заплатить подрядчику около 15 тысяч рублей, а проверка крана обходится и того дороже.

На экспертизу таких устройств тратится 10-11 миллионов рублей ежегодно. И эта сумма будет расти год от года пропорционально старению техники. После экспертизы оборудование можно эксплуатировать ещё два-три года. Раньше этим вопросом занимались надзорные органы, но вышло постановление правительства, согласно которому такую деятельность могут осуществлять только независимые организации. Замена старых устройств сейчас производится в рамках инвестиционной программы до 2010 года. Средств, заложенных в ней, конечно, недостаточно для того, чтобы полностью решить проблему. Но радует то, что каждый год инвестиции увеличиваются. В этом году нам выделили 8,8 миллиона рублей, в 2008 планируется замена оборудования на 25 миллионов, в 2009 — на 41,5 миллиона, в 2010 — на 45.


— А какие суммы тратятся на охрану труда?


— За первое полугодие 2007 года на охрану труда затрачено 97,5 миллиона рублей. На мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах - 28 миллионов. На эти деньги оборудовано 49 комнат приёма пищи, 560 гардеробных мест, 30 умывальных комнат; установлено 33 душевых, построено 33 пункта обогрева для работников хозяйства пути, дополнительно оснащено 14 кабинетов и обновлено 280 уголков по охране труда. В общем на охрану труда выделяется 0,7 процента от эксплуатационных расходов.


—  Получается, улучшение охраны труда начинается с рабочих мест?


—  В соответствии с договорами специализированными организациями обследуется каждое
рабочее место. И если оно не соответствует требованиям, то ими разрабатываются мероприятия по приведению его в соответствие с нормами санитарии, гигиены и эргономики. На нашей дороге насчитывается более 14 тысяч рабочих мест, на них трудятся 35,5 тысячи человек. В этом году прошли аттестацию 714 рабочих мест, из них 342 соответствуют требованиям охраны труда, 372 — нет. На данный момент только сорок из них приведены в соответствующее состояние. Некоторые нарушения устранить не так просто. Например, чтобы создать на станции достаточные условия освещённости для составителей поездов, необходимо разработать проект, выполнить техническое обустройство, установить светильники. Есть и вовсе неустранимые вредные факторы, такие, как погодные условия, движение поездов, воздействие электромагнитных полей и другие. Для того чтобы как-то компенсировать их влияние на организм человека, предусмотрены денежные надбавки, увеличение продолжительности отпуска, спецпитание.


—  Раньше работники часто предъявляли претензии к качеству спецодежды. Как вы намерены исправлять ситуацию?


—  В этом году полноценно начала работать комиссия по отбору поставщиков средств индивидуальной защиты и спецодежды. Фирмы, желающие заключить договор с дорогой, устраивают на заседаниях презентацию своей продукции. И комиссия, не зная, чей это костюм, изучает его с точки зрения соответствия качества стандартам и требованиям. «Карты» открываются только после того, как выбор сделан. В дополнение к этому каждый четверг при поступлении очередной партии на склад её также принимают члены комиссии. В неё входят специалисты всех служб. Благодаря такому подходу нареканий по качеству стало меньше.


—  Есть ли в этой сфере инновационные предложения?


—  Разработана специальная одежда для защиты электромонтёров от воздействия электрической дуги. Мы делали анализ и выяснили, что 90 процентов травм электриков — это ожоги электродугой. Отсюда сам собой напрашивается вывод: одеть всех людей, работающих с электричеством, в спецкостюмы. Результаты испытаний подтвердили их эффективность. Мы подготовили предложение начальнику управления охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД», где изложили своё видение необходимости внедрения этого вида одежды. Для начала служба электрификации и электроснабжения заказала 50 таких комплектов, хотим заказать ещё столько же за счёт средств фонда социального страхования.


—  Любопытен ли опыт зарубежных коллег?


—  Съездить посмотреть своими глазами, конечно, интересно. Но сегодня есть столько литературы... Главное, не лениться, читать, понимать, разбираться, сравнивать. К тому же за границей другие подходы к вопросам охраны труда. Я был в Испании и знаю, что там ответственность за соблюдение правил возложена в основном на работника. Если ты нарушил инструкции, виноват сам. У нас же всегда виноват работодатель. Кроме случаев естественной смерти, совершения преступления и суицида. Да и условия труда там совершенно другие. Например, зачем тому же испанцу зимняя спецодежда, если температура никогда не опускается ниже нуля.


—   Что нового готова предложить служба охраны труда и промышленной безопасности работникам магистрали?


—   Мы планируем внедрить «телефон доверия». Его появление обусловлено тем, что иногда руководители вынуждают сотрудников нарушать технику безопасности. «Горячая» линия должна стать действенной профилактической мерой. Любой работник сможет позвонить по телефону и сообщить, не называя фамилии, о прецеденте. А мы, соответственно, будем на это реагировать и виновных привлекать к ответственности. Выявлять такие случаи в процессе наших плановых проверок как свершившийся факт — в целом неэффективно.


—  Придётся вводить ещё одну штатную единицу?


—  Я готов предоставить для этих целей свой номер телефона. Мне нетрудно поднять трубку и записать информацию.


—  А если придётся каждую минуту поднимать?


—  Буду разбираться в ситуации с каждым позвонившим.

Роман Винокуров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31