30 мая 2020 12:43

30 мая 2020 12:43

Янтарный край передаёт эстафету Красноярскому

Калининградская магистраль - очень молодая и самая западная дорога страны.
Развёрнутая длина её главных путей составляет более 903 километров. Она была образована 15 лет назад специальным решением МПС на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Уникальной особенностью магистрали является наличие двойной колеи: узкой европейской и стандартной российской.
География зарождения потоков на калининградском направлении широка: начиная от Сибири, Дальнего Востока и Казахстана и заканчивая Германией.

Калининградская магистраль - очень молодая и самая западная дорога страны.


Развёрнутая длина её главных путей составляет более 903 километров. Она была образована 15 лет назад специальным решением МПС на базе Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. Уникальной особенностью магистрали является наличие двойной колеи: узкой европейской и стандартной российской.
География зарождения потоков на калининградском направлении широка: начиная от Сибири, Дальнего Востока и Казахстана и заканчивая Германией.

 

На прошлой Ассамблее начальников дорог руководители выгрузочной дороги - хозяева данного форума - смогли продемонстрировать коллегам свои достижения. Красноярской это ещё предстоит.
Начальник Калининградской дороги Иван Беседин, в частности, радуясь встрече на сибирской земле, признался, что прежде всего готовится к поездке на Красноярск-Восточный, сортировочную станцию, которая не то что сейчас, но и несколько лет назад произвела на Ивана Сергеевича неизгладимое впечатление.
Словом, эстафетная палочка передана нашей дороге. Проект «КЖ» «Все дороги в гости к нам» логически завершён. Вся сеть от Сахалина до Калининграда заочно уже презентовалась на страницах нашей газеты. Остаётся только ждать тёплых встреч с нашими героями.


Иван БЕСЕДИН: «ГРУЗОПОТОКИ БУДУТ РАСПРЕДЕЛЯТЬСЯ В ПОЛЬЗУ НАПРАВЛЕНИЙ С ВЫСОКИМИ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ»
- Экономико-географи-ческое положение Калининградской области характеризуется близостью к рынкам стран Западной и Восточной Европы, трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям, наличием незамерзающего портового комплекса, развитой сетью автомобильных, а также железных дорог с российской и западноевропейской шириной колеи, наличием соответствующих железнодорожных станций перегрузки.

Интегрирование транспортной системы региона в транспортную систему Европейского союза выражается в привлечении грузов, перевозимых между Европой и Россией, странами СНГ и Балтии.
Калининградскую область связывают по сухопутным переходам четыре автодорожных и два железнодорожных перехода на российско-польском участке границы и четыре автодорожных и два железнодорожных перехода на российско-литовском направлении.
Калининградская железная дорога в рамках единого транспортного комплекса взаимодействует с морскими торговым и рыбным портами в Калининграде и семью терминалами по перевалке нефти и нефтепродуктов, железнодорожно-паромным комплексом в городе Балтийске с общим объёмом переработки 20 млн. т в год. К 2010 году планируется перевозить не менее 23 млн. т грузов в год, к 2020 году - 35 млн. тонн.


На сегодняшний день активно развивается портовый комплекс в Балтийске, который сможет обрабатывать крупнотоннажные суда, развивать железнодорожно-водное паромное сообщение на линиях Балтийск - Засниц (Германия). Направление Балтийск-Засниц позволяет перевозить экспортно-импортные грузы, используя различные транспортные права, с соответствующим переоформлением перевозочных документов. В настоящее время через железнодорожно-паромное сообщение перевозится до 1,5 млн. т грузов ежегодно.
Для освоения перспективных объёмов перевозок на Калининградской дороге разработаны предложения для включения в Генеральную схему развития железнодорожной транспортной инфраструктуры Калининградской области для последующего внесения их в Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на период 2011-2015 гг.». Предложения разработаны с учётом развития портовой и железнодорожной инфраструктуры для пропуска транзитного вагонопотока и обслуживания припортовых станций. Это строительство новой станции Балтийск II, железнодорожного обхода Калининграда для вывода транзитного вагонопотока опасных грузов назначением на станции Балтийск, Балтийский Лес, Пионерский Курорт со станции Калининград-Сортировочный за городскую черту, а также развитие железнодорожной инфраструктуры по западноевропейской колее.


Проблема привлечения грузопотоков на дорогу напрямую зависит от тарифных условий железнодорожников и портовиков. Важнейшую роль для региона играет и тарифная политика, проводимая Литовской Республикой и Республикой Беларусь. Например, в 2005-2006 гг. Белорусская железная дорога значительно увеличила тариф за транзит по своей территории таких грузов, как нефть и нефтепродукты, газовый конденсат, ферросплавы, сталь, чугун, прокат чёрных металлов и др.
Тарифы литовских железных дорог за транзит российских грузов в направлении портов и терминалов Калининграда за тот же период повысил ись на 18,8 процента, несмотря на самую высокую доходную ставку.


В последнее время ОАО «РЖД» и федеральными регулирующими органами проводится последовательная политика по сближению тарифных условий на перевозку транзитных грузов в направлении портов и сухопутных пограничных переходов. В условиях жёсткой конкуренции российские порты и железные дороги вынуждены проводить работу по расширению и повышению качества сервисных услуг, улучшению работы таможенных, пограничных и других контрольных служб, поскольку скорость, цена и ритмичность доставки грузов приобретают решающее значение. Грузопотоки будут распределяться в пользу направлений с высокими конкурентными преимуществами.


В рамках реализуемого проекта 2К по привлечению дополнительных объёмов экспортно-импортных и транзитных грузов в направлении портов Калининград и Клайпеда объёмом до 5-10 млн. тонн в равных долях ОАО «РЖД» ведётся интенсивная работа с литовскими железными дорогами о применении благоприятных равных тарифных условий на привлечение дополнительного объёма.
Сдерживающим фактором роста объёмов перевозок внешнеторговых грузов является неравномерная загрузка портов, недостаточный уровень их технического развития, отсутствие свободных складских помещений, что не позволяет обеспечить своевременную выгрузку вагонов и превращает их в склады на колёсах. Эта проблема особенно обостряется с наступлением неблагоприятных погодных условий. Так, с 31 декабря 2006 г. по 20 января 2007 г. на территории Калининградской области было объявлено более 10 штормовых предупреждений и три g раза объявлялась чрезвычайная ситуация по погодным условиям. По этим причинам несвоевременный подход  флота привёл к переполнению складских ёмкостей портов и нефтеперевалочных терминалов, а также резкому увеличению (на 46 процентов) парка местных вагонов. В результате дорога была вынуждена оставлять грузовые поезда на промежуточных станциях. Потери составили более 2 млн. рублей, а в простое находились более 200 вагонов, необходимых для погрузки.


Сегодня ОАО «РЖД» имеет современную систему информационного обеспечения грузовых перевозок, которая позволяет в режиме реального времени контролировать продвижение каждого вагона, нахождение его под грузовыми операциями, рационально планировать и руководить процессом перевозок, отслеживать грузовые потоки.
Для постоянного взаимодействия портов и железных дорог необходимо ускорить создание единого информационного поля, которое даст возможность мобильно принимать решения о подаче вагонов и подводе судов. Такая программа логистического управления перевозками грузов в настоящее время проходит опытную эксплуатацию в порту Новороссийск. Целесообразно внедрение такой программы и в Калининградском регионе.

 

ИЗ ГЕРМАНИИ... В ГЕРМАНИЮ, ХОТЬ И БЫВШУЮ
Маршрут Калининград - Гдыня - Берлин стал первым из международных маршрутов, открытых ОАО «РЖД».
Точнее, даже не открыто, а возобновлено несколько лет назад, когда в состав сформированного на Калининградской магистрали международного поезда на Гдыню (Польша) был включён беспересадочный вагон до столицы Германии. Всё это время пассажироёмкость берлинского вагона не опускается ниже 90 процентов.
Железнодорожное сообщение между Кёнигсбергом и Берлином прервалось в 1944 году. Уже после войны на берлинском вокзале не одно десятилетие висело объявление: «Поезд на Кёнигсберг временно отменён». До 90-х годов поезда из Калининграда отправлялись только на восток.
После «блокады» поезд с 200 пассажирами из Берлина прибыл на станцию Дзержинская Новая 10 августа 1995 года. А потом, в 2000-м, маршрут был снова закрыт.


Три года идея возобновления движения висела в воздухе, пока, наконец, президент ОАО «РЖД» и председатель правления Немецких железных дорог в присутствии президента РФ и канцлера Германии не подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области пассажирских и грузовых перевозок, в котором возобновление сообщения Калининград - Берлин было прописано отдельным пунктом.
ОАО «РЖД» затратило на реализацию этого проекта 184 миллиона рублей.

 

ВСЁ ОБНОВИЛИ А ВЫЩЕРБИНКИ - ОСТАВИЛИ
На Южном вокзале Калининграда установлены самые точные в области часы.
Погрешность на одну секунду они могут набрать не ранее чем через десять тысяч лет.
Циферблаты смонтированы на каждой из платформ, в зале ожидания и на фасаде, соединены электронной системой и через спутниковую связь одновременно получают сигналы корректировки времени с 27 орбитальных спутников.
Южный вокзал, выполненный в стиле позднего модерна, был построен в тогдашнем Кёнигсберге в 1929 году. Недавно закончена его реконструкция, на которую в прошлом году было потрачено 90 миллионов рублей. Калиниградские умельцы восстановили старое довоенное подъёмное устройство - для доставки к куполу мойщика и ремонтника. Зато выщербины на кирпичной кладке от осколков снарядов времён Второй мировой войны строители специально оставили. Чтобы помнили.

Главным украшением вокзала стали четырёхметровые люстры из ажурного литья «под золото», украшенные двуглавыми орлами.

 

ПЕРЕПРАВА, ПЕРЕПРАВА, ТОТ И ЭТОТ БЕРЕГ - ПРАВЫЙ
altСамым ярким событием прошлого года, причём не только для Калининградской области, но и всей страны, стало открытие паромного сообщения на линии Усть-Луга - Балтийск.
Теперь отделённая на суше от «большой России» государствами Балтии Калининградская область имеет свой, независимый коридор для перевозки грузов.
В этом году паромный маршрут из Усть-Луги был продлён до немецкого порта Засниц, что даст значительный приток грузов из Европы, за счёт чего объём перевалки в порту Балтийск в ближайшее время может достичь 6,5 миллиона тонн в год. Основными инвесторами строительства данного портового комплекса, стоимость которого превысила два миллиарда рублей, стали калиниградские предприятия. Самая западная магистраль вложила в развитие переправы 40 миллионов рублей.

 

СТАТУС «ВОРОТ» И ИЗВЕСТНОСТЬ К НЕЙ ВЕРНУТСЯ
Станция Чернышевская (которая пока существует только на бумаге) - один из важнейших объектов не только Калининградской области, но и Федеральной целевой программы развития транспортной системы РФ.
После запуска в эксплуатацию Чернышевская станет принимать основной поток железнодорожных грузов из России, а также на ней будет осуществляться комплексный пограничный и таможенный контроль грузовых и пассажирских поездов.


До того как стать российской территорией, посёлок Чернышевское Несте-ровского района назывался Эйдкунен. сг-И знаменит был тем, что о нём писали Достоевский, Чехов, Маяковский, так как служил он воротами в Восточную Европу.
Пока идёт строительство, пассажиров пограничники и таможенники досматривают на станции Нестеров (14 километров от госграницы), пограничный контроль и таможенное оформление грузов осуществляются на станции Черняховск, удалённой от госграницы на 60 километров.
«Уважаю пограничников, но стану железнодорожником!»

 

В РЕЖИМЕ ТАКСИ
Калининградская дорога была первой на сети, где начали эксплуатироваться рельсовые автобусы.
Любопытна история внедрения РА1. Поначалу эта машина «вписываться» в магистраль не хотела. Проблема возникла с приёмом кодов с устройств СЦБ. Связано это было с тем, что у рельсового автобуса нагрузка на ось невелика (менее 10 тонн), поэтому терялась шунтовая чувствительность. К тому же техническое состояние пути оставляло желать лучшего. РА1 вынужден был даже останавливаться на переездах перед приближающимся автомобилем. Но разработали устройство дополнительного шунтирования рельсовых цепей, и случаи их отказа в работе свелись к нулю.

Современные машины позволили заметно снизить убытки от перевозок, что особенно важно с учётом дотационности территории, которая, в отличие от большинства субъектов РФ, потери железнодорожникам не компенсирует.
На участке Черняховск - Железнодорожный переход на РА1 дал магистрали экономию эксплуатационных расходов в 54 процента. А для жителей небольших населённых пунктов рельсовый автобус стал единственным надёжным видом транспорта.
Кстати, рельсовые автобусы продемонстрировали свою универсальность и при использовании их в режиме городского такси...

 

УЗБЕКСКИЕ ПУТЕЙЦЫ МЕСТНЫМ НЕ ПОМЕХА
Предприятия транспорта сегодня испытывают кадровый голод. Причём не хватает именно работников массовых профессий. Такое положение в целом по стране, а что уж говорить о территории, оторванной от «большой России».
Но на Калининградской дороге нашли выход - взялись воспитывать свой кадровый рабочий резерв в региональной дортехшколе, которая была открыта в 2005 году. На её создание ушло 19,5 миллиона рублей, ещё 25 миллионов рублей - на покупку оборудования для школы, а также на организацию обучения и проживания иногородних слушателей.


Если в прошлом году школа выпустила 11 машинистов и 25 помощников машинистов, то потребности локомотивного хозяйства дороги диктуют в этом году эту норму увеличить в разы: 43 машиниста и 48 помощников. С какими трудностями пришлось столкнуться за
эти годы, говорит руководитель школы Виталий Крушинскас:
- С одной стороны, существует проблема в привлечении слушателей курсов машинистов и их помощников. На рынке рабочих мест в Калининграде железнодорожные профессии - не самые высокооплачиваемые. С другой стороны, нет штатных преподавателей. Машинист, сидя за контроллером, получает не менее 20 тысяч рублей в месяц, а стоя у доски - 80 рублей за час. Совмещать же эти две профессии у него не остаётся ни сил, ни времени. Однако не посылать же каждого монтёра пути учиться в Москву? А квалификацию требуется подтверждать.


В итоге занятия в дортехшколе ведёт, к примеру, заместитель начальника дороги по движению. Несмотря на то, что создание дорожной технической школы одновременно решило вопросы подготовки около 500 специалистов остродефицитных массовых профессий, вакансии путейских рабочих доро-га пока отчасти заполняет тружениками из Узбекистана.

 

ОНИ СТОЯТ НА ПОРОГЕ ОТКРЫТИЙ
В Калининграде железнодорожники не стоят в очереди на детский сад.
Три детских дошкольных учреждения вполне удовлетворяют существующую потребность. Заплатив чуть менее полутора тысяч рублей, родители могут быть уверены, что их чадам не только будет обеспечен полноценный уход, но и достойное образование, хорошее воспитание и даже правильная профориентация.


- В детском саду №30, которому в этом году исполняется 35 лет, серьёзно смогли поправить материально-техническую базу лишь после образования холдинга «РЖД», - утверждает заведующая Мария Серафимович. Здесь вам четырёхлетний малыш запросто расскажет устройство паровоза. Пусть игрушечного, но не в этом суть. А ещё здесь ставят сказки и серьёзно изучают растительный и животный мир. Глядишь, будущим путейцам, машинистам, проводницам, станционным работникам это пригодится. По большому счёту, педагоги здесь на ставят себе цель вырастить железнодорожников. Они видят задачу шире - выпустить в жизнь добрых, любознательных, трудолюбивых и талантливых людей. Недавно педагоги узнают, что трое бывших выпускников этого садика учатся в Санкт-Петербургском институте железнодорожного транспорта, - радуются от души. И за них, и за компанию, которая обретёт грамотных, добросовестных и успешных специалистов. А залог будущего успеха закладывается в дошкольном возрасте.


Заходишь в комнату детсада и удивляешься: стоит русская печка, на столе - самовар, в углу - коромысло, на стене - иконы, на полу - самотканый ковёр. Здесь фольклорный ансамбль малышей проводит свои посиделки. А на сцене в этот момент идёт репетиция сказки «Заячья избушка».
Воспитанники этого дошкольного учреждения, как выяснилось, обучаются здесь и юридической грамотности. Во всяком случае, они хорошо знают свои права. В частности, на выражение собственного мнения по любому вопросу, на приемлемый уровень жизни, на хорошее питание и даже на достаточное количество чистой воды (в Калининграде из-за отсутствия очистных сооружений с ней - проблема).
Дети в этом саду - в основном правополушарные, то есть активные в творчестве, а значит, они стоят на пороге открытий.
На содержание данного заведения «РЖД» выделяет 13 миллионов рублей в год.

Татьяна Макогонова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31