27 мая 2020 12:54

27 мая 2020 12:54

...И никаких "болезней роста"!

В канун четвёртой годовщины со дня создания компании «Российские железные дороги» корреспондент «КЖ» ведёт беседу с председателем дорпрофсожа Виктором Гордиенко. - Виктор Владимирович, если не возражаете, вначале обозначим постулат: несмотря на короткий период своего существования, ОАО «РЖД» сумело избежать «детских болезней» становления и развития.

В канун четвёртой годовщины со дня создания компании «Российские железные дороги» корреспондент «КЖ» ведёт беседу с председателем дорпрофсожа Виктором Гордиенко.

 
- Виктор Владимирович, если не возражаете, вначале обозначим постулат: несмотря на короткий период своего существования, ОАО «РЖД» сумело избежать «детских болезней» становления и развития. Напротив, успешно проводит реформы на транспорте, укрепило свои позиции, стало ведущей компанией России. Как на этом фоне выглядит Роспрофжел?

 

- Профсоюз тоже не стоял на месте. Он установил тесные партнёрские отношения с руководством компании, благодаря чему на транспорте продолжилась практика заключения коллективных договоров, условия которых неизменно выполняются. У железнодорожников сохранились в полном объёме все льготы и гарантии, которые они имели ранее. Более того, социальные гарантии распространились также на дочерние и зависимые общества, где также созданы собственные «первички». Сегодня мы с уверенностью говорим: ОАО «РЖД» - социально направленная компания, в ней надёжно защищены жизненно важные интересы железнодорожников и ветеранов.

 

- А в жизни дорожной организации позитивные перемены столь же заметны?

 

- Конечно. Во-первых, мы сделали всё зависящее, чтобы структура профорганизаций соответствовала изменениям, происходящим в компании. Пришлось пережить, скажу откровенно, непростые перемены.

 

Было немало споров и в ЦК Роспрофжела, и на местах. В итоге, несмотря на то, что у «дочек» появились свои профорганизации, они не отошли от матери-кормилицы – дороги. А как же иначе? Ведь центр не в состоянии в одночасье решить проблемы людей, проживающих на малых станциях и отдалённых перегонах. А их всегда много. Кому-то позарез нужен уголь для бытовых нужд, другому – место в детском саду, третьему - определить ребёнка в художественный кружок. И мы, не разделяя вопросы на «свои» и «чужие», решаем их совместно с профкомами дочерних обществ и филиалов.

 

С другой стороны, когда профкомы «дочек» стали тесно сотрудничать с дорпрофсожем, стало выпадать такое звено, как теркомы профсоюза. Чтобы повысить управляемость, мы создали на их базе филиалы дорожной организации. Руководители филиалов избраны заместителями председателя дорпрофсожа.

 

- А как реорганизация отразилась на членстве?

 

- Из 56 тысяч членовдорожного профсоюза 11 тысяч перешли в филиалы компании и дочерние общества. Но, повторюсь, связей с ними мы не утратили. И в целом это дало положительный эффект. То есть, мы, как и компания, избежали болезней роста.

 

- Недавно создалась ещё одна структура – ОАО «Красноярский электровагоноремонтный завод». Какие-то проблемы всплыли на поверхность?

 

- Прежде всего возникло много вопросов по условиям колдоговора. Мне пришлось нанести несколько визитов на завод, побеседовать с новым генеральным директором Александром Гиршем, с представителями финансово-экономического блока. Убедил каждого, что коллективный договор РЖД на предприятии нужно сохранить в полном объёме.

Руководство прислушалось к этому пожеланию: более трёх четвертей пунктов условий колдоговора на ЭВРЗ уже приняты. Дело – за малым.

Кстати, замечу, что у дорпрофсожа по-прежнему есть право поправить тех, кто решил «взбрыкнуть» и проигнорировать профсоюз.

 

Выносим вопрос на президиум, всесторонне его обсуждаем. Можем даже выразить такому руководителю недоверие. Это - нормальная практика профсоюза, если вдруг обнаружится, что кто-то пытается игнорировать социальную политику ОАО «РЖД». Президент Владимир Якунин сказал: социальные гарантии должны распространяться на всех без исключения работников компании. Нужны ли здесь комментарии?

 

- Какова стоимость дорожного колдоговора-2007?

 

- Два с половиной миллиарда рублей. Сумма, согласитесь, внушительная, и она ежегодно растёт.

 

- Принимаются ли коллективные договоры в компаниях, аналогичных «РЖД», к примеру, в РАО «ЕЭС России»?

 

- У российских энергетиков действует система принятия коллективных договоров - мне рассказал об этом председатель Электропрофсоюза Виктор Базиль,- но соцгарантии там более скромные, чем у нас, сумма соцпакета меньше. Вдобавок договоры проходят гораздо более сложный, чем у нас. путь по их принятию и утверждению. Многие пункты при этом отсекаются. По всей вероятности, в РАО «ЕЭС» не все ещё осознали, что социальные гарантии, предоставляемые людям,- это залог их успешной работы, уверенности в завтрашнем дне. К сожалению, персонал и многих других российских компаний, фирмещё только мечтает о такой форме сотрудничества с работодателем, как коллективный договор. Здесь зарплаты зачастую являются «серыми», не предоставляются отпуска, не оплачиваются больничные листы.

 

- Поговорим об объектах социальной сферы. Они сохранены на магистрали или переданы в муниципальную собственность?

 

- Социальная сфера - это та лакмусовая бумажка, которая определяет «зубастость» профсоюза. Да, многие соцобъекты являются убыточными, но мы не позволили себе такой роскоши, чтобы передать их под управление муниципальных властей. Они нужны нашим железнодорожникам.

С созданием дирекции социальной сферы работа по сохранению соцобъектов стала проводиться ещё более скрупулёзно: мы совместно с работниками дирекции ищем варианты, чтобы прибыльные предприятия смогли дотировать убыточные. Смотрите, ни одна магистраль не сумела сохранить столько предприятий социальной направленности, как Красноярская дорога – она в первой тройке по этому важному показателю. И это, заметьте, на дороге, которая по протяжённости и количеству работающих является третьей с конца – после Сахалинской и Калининградской. Но мы сумели сохранить шесть дворцов культуры и клубов, 15 библиотек, 13 стадионов, бассейны, спортзалы, лыжные базы, два детских оздоровительных лагеря, три базы отдыха. ЦК Роспрофжела с удовлетворением констатировал, что именно красноярцы отстояли, по сути, всё, что на дороге функционировало до начала реформ.

 

Полагаю, в своё время мы допустили ошибку, передав под местное управление детские сады. Сейчас потребность в них очень велика. Начальник дороги Владимир Рейнгардт уже начал переговоры с губернатором края Александром Хлопониным о строительстве новых садиков на условиях «50 на 50». Первый из них необходимо возвести на Саянском узле, где имеющийся единственный детский сад переполнен. Вообще на станции Саянская сейчас наблюдается всплеск рождаемости. Улучшается демографическая ситуация также в Аскизе, Боготоле, на ряде других узлов. О чём это свидетельствует? У людей появляется уверенность в будущем.

 

Сохранение прежних объектов социальной сферы и строительство новых – задача первостепенной важности. Молодёжь не останется работать на малых станциях, если там не будет библиотек, спортзалов, клубов, детских садов. Поэтому за цифрами, свидетельствующими об убыточности некоторых объектов, мы должны видеть конкретных людей с их простыми жизненными желаниями.

 

- У железнодорожников достаточно высок средний уровень заработной платы (сейчас он приближается к 20 тыс. рублей), выплачиваются премии. Похоже, новая система оплаты труда, на которую они перешли с 1 апреля этого года, себя оправдала?

 

- В целом она сыграла положительную роль – люди стали получать больше. В среднем на 10 - 18 процентов. Однако не удалось избежать «перекосов». Вот тому пример.

Машинист, работая в «одно лицо» на манёврах, стал зарабатывать столько же, сколько помощник машиниста магистрального локомотива. Были обиды. Профсоюз вмешался в ситуацию, причём довольно активно, и добился, что зарплата этой категории рабочих была пересмотрена. Кстати, начальник дороги Владимир Рейнгардт в этом вопросе дорпрофсож поддержал.

 

Подобные недоразумения имели место и на других дорогах. В компании «РЖД» об этом знают, замечания будут учтены.

Были недовольства и среди тех, кто имел большой стаж работы на транспорте. Как известно, вознаграждение за выслугу лет вошло в базовую часть зарплаты, и эта категория людей стала получать столько же, сколько их молодые коллеги. В Роспрофжел уже переданы предложения по введению нового вида поощрения - «за преданность компании». Если они будут приняты, добавку к зарплате станут получать железнодорожники со стажем, достигшие значительных успехов в своей деятельности.

Есть претензии и у тех рабочих, кто стал совмещать две профессии, причём вторая относится к разряду вредных производств. Эти вопросы также решаются с участием трудовиков и профсоюза.

 

- На дороге допущен перерасход фонда заработной платы…

 

- Я считаю, что мы не имеем права отправлять железнодорожников в отпуск без сохранения заработной платы, ибо это - тупиковый путь, трясина, из которой впоследствии трудно выбраться. У нас уже был опыт работы при сокращённой неделе. Я сказал тогда: надо пойти на риск, но выбраться из этой сложной ситуации. Тогдашний начальник дороги Пётр Кучеренко и его заместитель по экономике Ирина Костенец так и сделали. Мы выбрались из кризиса, дорога стала работать устойчиво.

 

- Поговорим о жилищном вопросе. Скажите, стала ли доступнее желдорипотека?

 

- Да, это так. Если раньше кредит на приобретение жилья могли получить только те железнодорожники, кто отработал на транспорте не менее трёх лет, то теперь наличие стажа не имеет принципиального значения. Особенно это важно для молодёжи. Часто люди приобретают жильё на вторичном рынке либо снимают квартиры в аренду. В последнем случае для молодых специалистов также есть льгота: половину стоимости аренды оплачивает дорога.

Недавно произошли почти курьёзные случаи: две молодые женщины ушли в декретный отпуск, и руководители предприятий, на которых они трудились, приняли решение… не выделять на это время доплату за аренду. После вмешательства профсоюза эти административные рвения были пресечены.

Галина Гриценюк
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31