02 июня 2020 02:47

02 июня 2020 02:47

Шабалин из Шабалино

Рабочий день подходил к концу. За окном кипела пригретая солнцем Москва. Мой собеседник, начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Николай Шабалин, в задумчивости вертел в руках карандаш. Непросто с разбега отрешиться от переливающихся через край забот столичного буднего дня и окунуться в детство, припоминая, как бабушка полет траву в огороде или как бежишь по росе с приятелями на рыбалку.

Рабочий день подходил к концу. За окном кипела пригретая солнцем Москва. Мой собеседник, начальник департамента технической политики ОАО «РЖД» Николай Шабалин, в задумчивости вертел в руках карандаш. Непросто с разбега отрешиться от переливающихся через край забот столичного буднего дня и окунуться в детство, припоминая, как бабушка полет траву в огороде или как бежишь по росе с приятелями на рыбалку.

 

 

Железный конь - стальная грива

 

В его родном Шабалино фамилию, созвучную с названием посёлка, с гордостью носил чуть не каждый второй местный житель.Вряд ли кто-то из многочисленных Шабалиных, глядя вслед веснушчатому мальчишке, мог предположить, что пробегает мимо с удочкой наперевес будущий профессор, доктор наук, академик Международной инженерной академии, человек, который сделает их общую фамилию государственной. Хотя если пригляделись внимательнее, заметили бы в глубине глаз самое главное – желание постоянно открывать для себя что-то новое. Одним из таких открытий стала железная дорога.

Поезда отстукивали чёткий ритм, оставляя смутное ощущение недосказанности и обещания чего-то огромного, неведомого. А в голове вертелась загадка про железного коня со стальной гривой…

О профессии Николай тогда ещё не задумывался. Окончив школу, приехал в Свердловск поступать в «какой-нибудь» вуз. В какой именно - ещё предстояло решить. Целый день он колесил по городу, выбирая, куда подать документы.

 

Вечером, так и не определившись, поехал куда глаза глядят на устало позвякивавшем трамвае. Увидел в окно красивый пруд, а на берегу - какое-то здание. Оказалось – железнодорожный институт. В него и поступил.

 

В образ «правильного отличника» он как-то не укладывался, хотя учился с охотой. Ему была интересна теория, но практика увлекала сильнее. Однажды довелось проходить её в Тбилиси, на тепловозостроительном заводе. Запомнился старый город, тесные улочки, до краёв залитые солнцем. И истинно грузинское гостеприимство, с которым встречали практикантов в общежитии завода. С цветами и фруктами. Простой знак внимания, но тогда они, ещё студенты, может быть, впервые почувствовали себя специалистами, которых воспринимают и ценят всерьёз.

 

В багаже Шабалина много любопытных студенческих историй. Однажды его даже чуть не выгнали из общежития. Многоопытный и солидный начальник департамента ОАО «РЖД» вспоминает студента Николая Шабалина с улыбкой. А своих вузовских преподавателей Дядькова Александра, Клару Цой, Николая Першина – руководителя дипломного проекта - с трогательной признательностью. И старается,несмотря на напряжённый рабочий график и участие в бессчётных комиссиях и рабочих группах, не пропускать встречи выпускников. Кстати, из 72 его однокашников только двое, считая самого Николая Григорьевича, сохранили верность железной дороге, остальные по разным причинам ушли в другие отрасли.

 

 

«Вертикальный взлёт»

 

На мой вопрос о персональном алгоритме успеха и просьбу им поделиться с молодыми специалистами Красноярской железной дороги, стоящими сейчас на первых ступеньках карьерной лестницы, Николай Шабалин ответил так:

- Учиться надо всю жизнь, не останавливаться на достигнутом, развиваться. Тот, кто, окончив вуз, думает, что «отмучился» и на этом его образование завершено, никогда не станет хорошим специалистом.

 

Сам Шабалин не останавливался никогда. На Красноярской железной дороге, куда попал по распределению после института, он прошёл всю вертикаль, от самых простых специальностей до поста главного инженера.

 

Инженеров–железнодорожников в России всегда отличал высокий профессионализм. Иначе и быть не могло, ведь от их компетентности зависела и зависит безопасность стольких людей. В музее Московской железной дороги есть групповые фотографии железнодорожников инженерного звена, сделанные до революции. Чуть пожелтевшие и не очень чёткие, они всё же позволяют увидеть самую суть – один и тот же отпечаток на лицах, выражающий волю и собранность.

 

Его научная карьера начиналась в Боготольском локомотивном депо. На попечение Шабалина отдали два новеньких электровоза: ВЛ80Р-1500 и ВЛ80Р-1501 (давшие «путёвку в жизнь» всем современным отечественным локомотивам).

Начальник депо Станислав Бутенко молодому специалисту сказал:

- Что хочешь делай, но чтоб работали исправно!

 

И Шабалин стал изучать новую технику. Встал вопрос о диагностике. Николай Григорьевич предложил систему, основанную на использовании компьютерных технологий. И организовал на предприятии первый в стране (!) цех выпрямительных устройств. В 1986 году была проведена сетевая школа, обобщившая разработки, применяемые в локомотивном депо Боготол. И систему, предложенную Шабалиным и его командой, стали использовать на других дорогах.

 

Вскоре на Красноярской магистрали было образовано дорожное конструкторское технологическое бюро (ДКТБ), где предложили работать и Николаю Григорьевичу. Ещё несколько лет спустя он стал главным инженером.

 

В числе интересных проектов Красноярской дороги, к которым был причастен Николай Шабалин, относятся новаторские разработки, связанные с использованием на магистрали навигационных спутниковых технологий. В 1995 году ДКТБ Красноярской железной дороги, позднее – инженерный центр, а затем и служба технической политики - занимались этой проблемой. Хотя проект в связи с переменами в политической и экономической жизни России так и не был полностью реализован, но, по словам начальника службы технической политики КрасЖД Александра Васёкина, предвосхитил применяемые в настоящее время комплексные локомотивные устройства безопасности (КЛУБ-У).

Николай Григорьевич принимал участие в реализации проекта нового железнодорожного моста через Енисей, который был введён в эксплуатацию в 1999 году, когда его предшественник отпраздновал вековой юбилей.

 

В том же юбилейном для Транссибирской магистрали 1999-м Шабалин защитил диссертацию и стал членом Международной инженерной академии. Тема для научной работы была им досконально изучена на практике - организация эксплуатации и технического обслуживания тягового подвижного состава с использованием современных информационных технологий. Цель: обоснование и разработка комплексной информационной системы локомотивного депо как совокупности автоматизированных устройств обработки и передачи информации, пакетов математической обработки информации и автоматизированных рабочих мест. Шабалиным была разработана концепция двухуровневой системы технического диагностирования с комплексным использованием стационарных, переносных, бортовых и встроенных систем. Подготовлены концепция и проект автоматизированной информационной компьютерной сети локомотивного депо. Результаты внедрены на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах.

 

 

Макрозадачи. Комплексный подход

 

Работа в Москве в качестве начальника департамента технической политики диктовала другие масштабы и требовала решения макрозадач. В первую очередь, связанных с вопросами управления безопасностью на сети дорог.

 

На свет появилось новое научное детище Николая Шабалина – автоматизированная система управления качеством технологических процессов на железнодорожном транспорте (АСУ КТП). Предложенный вариант позволяет привести разноуровневую информацию к одному знаменателю. Этой проблеме посвящена докторская диссертация нашего героя.

- Системы автоведения поездов, которые сейчас используются на сети дорог (КЛУБ-У, САУТ-ЦМ и другие) напоминают лоскутное одеяло. Функции их пересекаются, иногда на одном локомотиве установлено сразу несколько устройств. АСУ КТП – комплексное решение, за ним будущее, - считает доктор технических наук, профессор Игорь Лакин.

 

Час нашей беседы с Николаем Григорьевичем истёк стремительно. Мне показалось, что мой улыбчивый и очень занятой собеседник каждый день с его встречами и расставаниями, хлопотами и радостями, подъёмами и спадами воспринимает как открытие и торопится жить.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30