04 июня 2020 03:41

04 июня 2020 03:41

В Америке его избрали бы президентом

Самым известным из транспортных министров царских времён остаётся Сергей Юльевич Витте. И это несмотря на то, что на главной дорожной должности он пробыл, по сути, лишь полгода. Сергей Витте родился в 1849 году в Грузии. Отец его происходил из Нидерландов, из незнатной семьи. С голландского языка, кстати, жаргонное словечко «witte» можно перевести как «мелочь», «маленький». В XVIII-XIX веках в Амстердаме так называли монетку в один флорин. Лишь переехав в Россию, Юлиус Витте сделал себе карьеру.

Самым известным из транспортных министров царских времён остаётся Сергей Юльевич Витте. И это несмотря на то, что на главной дорожной должности он пробыл, по сути, лишь полгода. След, оставленный этим человеком в истории отечественных железных дорог (да и страны в целом), оказался столь значимым, что человеческая память выдвинула его в первый ряд истории.

 

 

 

Один флорин для империи

 

Сергей Витте родился в 1849 году в Грузии. Отец его происходил из Нидерландов, из незнатной семьи. С голландского языка, кстати, жаргонное словечко «witte» можно перевести как «мелочь», «маленький». В XVIII-XIX веках в Амстердаме так называли монетку в один флорин. Лишь переехав в Россию, Юлиус Витте сделал себе карьеру. В конце жизни он возглавил Кавказский департамент земледелия и сельского хозяйства и получил дворянский титул графа.

Это впоследствии очень помогло его сыну, Сергею, когда он получил представление ко двору. Влиятельных родственников у него не было, и рассчитывать можно было лишь на свой (хоть и негромкий, но всё же графский титул). Один из родственников Витте — не кто иной, как знаменитый пролетарский писатель Фадеев, автор «Молодой гвардии».

Сергей Витте приходился прадеду Фадеева племянником.

Молодой граф Витте первоначально решил посвятить себя точным наукам. Он окончил физико-математический факультет Одесского университета и по итогам обучения был приглашён преподавать на одну из кафедр. Однако вскоре, неожиданно для родителей, молодой кандидат наук отказался от преподавательской деятельности и перешёл работать на недавно проложенную Одесскую железную дорогу.

 

Трудовой путь Витте (несмотря на его дворянское происхождение) мог бы служить образцом и для иного пролетарского начальника.

За двадцать лет железнодорожной службы он успел поработать билетным кассиром, грузоотправителем, помощником начальника станции (а затем и начальником), числился контролёром и ревизором движения. К началу 1870 годов Витте возглавил одну из самых важных служб — движенческую.

 

 

Министр-арестант

 

Дальнейший карьерный рост Витте прошёл через… Одесскую тюрьму. В 1875-ом на перегоне приблизительно в двухстах километрах от Одессы произошла Тилигульская катастрофа (одна из крупнейших в истории железных дорог нашей страны). Потерпел крушение эшелон с солдатами-новобранцами. Число погибших превысило шестьдесят человек. В связи с этим событием вся администрация Русского общества пароходства и торговли (контролировавшего Одесскую дорогу) пошла под суд. Обвинение было предъявленои Витте. В итоге он был приговорён в четырём месяцам тюрьмы.

 

Казалось, карьера Витте бесславно завершилась, ведь после заключения он мог рассчитывать разве что на место в штате какой-нибудь удалённой станции. Однако в это самое время транспортная нагрузка на юг страны чрезвычайно усилилась. Началась Сербско-турецкая война 1877 года. Через Киев, Кривой Рог, Одессу следовали эшелоны с русскими добровольцами. Вскоре в войну вступила Россия. Главнокомандующий, великий князь Николай Романов, в условиях жесточайшего дефицита железнодорожных специалистов ходатайствовал перед императором об амнистии по «Тилигульскому делу».

 

Так Витте получил ещё один шанс. Занявшись обеспечением воинских перевозок (причём не только по Одесской дороге, но и на территории соседней Румынии, в те годы державшей европейский антирекорд по срокам опоздания поездов), он показал себя весьма распорядительным администратором. На своём участке Витте ввёл систему обезличенного обслуживания паровозов, что сокращало простои поездов и снижало время опозданий. Он же ввёл особую систему премирования — например, изобретатели-рационализаторы получали в качестве премии половину той экономии, которую их изобретение приносило дороге.

 

После победоносного окончания войны Витте (всё ещё находившийся под судом) не получил никаких наград, хотя многие его заместители стали орденоносцами. Император Александр II, впрочем, учитывая его заслуги, повелел смягчить наказание, снизив его до двух недель гауптвахты. Но и этот срок пришлось уменьшить — Витте на службе был незаменим. Поэтому днём ему разрешили бывать на службе, и лишь вечером он приходил спать на гауптвахту.

 

 

На вершину и выше

 

После войны Витте пригласили работать в Высочайшую комиссию для исследования железнодорожного дела в России. Он начал публиковать статьи в специализированных изданиях, а в 1883 году вышла его книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» — не только экономический труд, но и учебник по технологии и истории тарифного дела. В 1886-м Витте назначили начальником Юго-Западных железных дорог (в эту транспортную структуру входили все железные дороги Украины). А в феврале 1892 года (ровно через тридцать лет с того момента, как молодой кандидат наук поступил работать билетным кассиром на Одесский вокзал) его назначили управляющим Министерством путей сообщения Российской империи.

 

Как признала императорская комиссия, «за короткое время, которое Витте находился на этом посту, в министерстве произошли значительные изменения: появились новые люди, назначенные по деловым качествам и значениям, работа железных дорог стала улучшаться, сократилось количество невывезенных грузов, продолжился выкуп в казну частных железных дорог, постройку новых линий вели за счёт государства».

 

Уже в августе 1892 года Витте ожидал новый пост — с должности министра финансов по болезни ушёл Вышнеградский, и Витте назначают на его место.

 

 

Бум - в наследие

 

Став министром финансов, Сергей Витте провёл множество значимых для страны мероприятий. Он являлся инициатором введения винной монополии в 1894 году (обеспечивавшей до четверти бюджета страны), денежной реформы 1897-го (сделавшей рубль самой устойчивой валютой мира). По признанию современников, к началу ХХ века Витте был самым влиятельным человеком в государстве.

 

Президент США Теодор Рузвельт в своих воспоминаниях признавался, что если бы Витте «три года прожил в Америке, то его избрали бы президентом».

Тем не менее, и о железных дорогах граф не забывал. Самое значительное «дорожное» свершение своей жизни — лоббирование строительства Транссибирской магистрали — он осуществил уже находясь на посту министра финансов.

 

Именно Витте представил Александру III доклад «О способах сооружения Великого Сибирского железнодорожного пути». Он, видя, как проект начинает вязнуть в традиционной чиновничьей волоките, придумал организовать особый Комитет Сибирских железных дорог (а возглавить его предложил наследнику престола, будущему царю Николаю II). Фактически же именно Витте всегда был главой этого комитета. По его инициативе началось массовое переселение крестьян из Центральной России в Сибирь. Он же провёл переговоры с китайским правительством и обеспечил возможность продолжения Транссиба коротким путём черезМаньчжурию до Владивостока.

В 1892 - 1902 годах за казённый счёт в России было построено более 20 тысяч вёрст новых железнодорожных линий. Этот показатель превзошёл не только отечественный железнодорожный бум середины XIX века, но и стал абсолютным рекордом всех времён.

 

Главным свершением в жизни Витте стал именно Транссиб. На Всемирную выставку в Чикаго в 1893 году Россия представила экспонаты во все разделы и пять томов справочной информации, один из которых целиком был посвящён Транссибу.

 

На Всемирной Парижской выставке в 1900 году из сорока отечественных экспонатов в отделе «Транспорт» 39 были отмечены наградами (среди них была и золотая медаль, которую получил железнодорожный мост через Енисей).

 

В 1902 году Витте ушёл в отставку, но остался на вершине политической арены. Он представлял нашу страну на мирных переговорах, завершивших Русско-японскую войну 1904 - 1905 годов, под его руководством был составлен «Манифест 17 октября» (первая российская конституция). Скончался граф в 1915-ом. Он оставил «Воспоминания», полностью изданные только после революции.

 

Его наследие использовалось и в советское время. Например, авторы НЭПа применяли для нормализации молодой советской экономики методы, опробованные Витте. Даже теоретики финансовых реформ начала 90-х XX века, пытаясь вернуть рублю былую конвертируемость, анализировали деятельность царского министра, равняясь на его достижения.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30