06 августа 2020 09:23

06 августа 2020 09:23

Гайдук - создатель гор

Официально ветераном магистрали Геннадия Романовича можно считать с октября этого года. Через неделю он выходит на заслуженный отдых, а пока Геннадий Гайдук - ревизор службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, отдавший железнодорожной профессии более сорока лет. Мы с интересом заглянули в словарь, который раскрывает тайны фамилий. «Гайдук» в тамбовском говоре – «работник», в курском – «человек высокого роста», южно-русском – «богатырь», в архангельском – «дерзкий».

Официально ветераном магистрали Геннадия Романовича можно считать с октября этого года. Через неделю он выходит на заслуженный отдых, а пока Геннадий Гайдук - ревизор службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок, отдавший железнодорожной профессии более сорока лет.

 

 

Мы с интересом заглянули в словарь, который раскрывает тайны фамилий. «Гайдук» в тамбовском говоре – «работник», в курском – «человек высокого роста», южно-русском – «богатырь», в архангельском – «дерзкий». В ходе беседы стало понятно: каждое определение в той или иной степени характеризует героя нашей рубрики.

- Так называл своих работников белорусский пан, у которого работал мой дед Тит, - рассказывает корреспонденту «КЖ» Геннадий Романович. - Он попал в Сибирь в конце XIX века, когда вышел указ царя о заселении Сибири. Получив от государя 20 золотых, Тит с семьёй отправился по железной дороге осваивать новые земли. Паровозом они доехали до Ужура. Затем гужевым транспортом - до посёлка Сосновка, где и обосновались.

Родителей Геннадия Гайдука можно считать сибиряками. Его отец, Роман Титович, долгое время был заместителем начальника склада топлива станции Ужур. Он участвовал в снабжении знаменитой стройки - «трассы мужества».

 

Отец подолгу пропадал на работе. Мама – товаровед «Золотопродснаба». Её отец водил паровозы.

- Можно сказать – железнодорожная династия, - улыбается наш герой.

Геннадий окончил Ужурскую железнодорожную школу №39.

- Больше всего мне нравились математика, физика, география.

 

А вот к русскому у меня особое отношение до сих пор, - задумчиво глядя в окно, говорит Геннадий Романович.

- Прошло столько лет, а я помню строгую учительницу Надежду Михайловну Фиськову и её оценки. Самое яркое воспоминание осталось от занятий в кружке географии.

Там Геннадий научился делать макеты гор.

- Мои горы и по масштабу, и по высоте были самые высокие.

 

Такими были и жизненные высоты Геннадия Гайдука. Окончил Иркутский институт инженеров транспорта, на дороге начинал приёмо-сдатчиком. Затем - товарный кассир, стрелочник, помощник составителя, заместитель начальника станции Козулька по оперативной работе. Как полноводная река состоит из тысячи ручейков, так и профессиональный опыт складывается из тысячи пережитых ситуаций. Это случилось ночью. В то время Геннадий Гайдук ещё работал дежурным по станции Козулька.

 

На пульте загорелась лампочка – в зону контроля вошёл скорый поезд «Москва - Иркутск». Геннадий Романовичвышел на перрон, чтобы соблюсти весь предусмотренный инструкциями ритуал пропуска проходящих составов. И вдруг заметил пар, исходящий от одной из колёсных пар. Непорядок! Он срочно предупредил машиниста, который вёл поезд. А это был Герой Социалистического Труда Злобин. Именитый железнодорожник должен был подчиниться дежурному маленькой станции, на которой скорые никогда и не останавливались. Действия Геннадия Гайдука были профессиональны: звонок дежурному по отделению - и поезд встаёт, как вкопанный, за выходными светофорами. После проверки выявили серьёзную неисправность – отвалилась шейка колёсной пары. Ещё чуть-чуть - и в районе Косачинского моста состав ушёл бы под откос. Головную часть до ресторана отправили в Красноярск, а хвост вытаскивали на станцию Козулька. Гораздо позже, получив за этот случай звание «Почётный железнодорожник», отважный дежурный узнаёт, что в вагоне в тот вечер ужинали командиры Восточно-Сибирской дороги, которые возвращались из Москвы после совещания.

 

В 80-е годы Геннадий Романович работал с Аманом Тулеевым и был у будущего губернатора Кемеровской области на хорошем счету. Заместитель начальника углепогрузочной станции Кийзак по грузовой и коммерческой работе вполне мог стать начальником грузового отдела Новокузнецкого отделения. Но по воле случая Геннадий Романович вернулся на Абаканское отделение. В то время семейные заботы перевесили высокую должность и тяжёлый угольный груз.

 

В годы перестройки наш герой становится дорожным ревизором, заместителем начальника службы по коммерческим вопросам в сфере перевозок. Отвечая на вопрос: «Что будете делать на заслуженном отдыхе?»

- Геннадий Романович на минутку погрустнел. Сорок лет на дороге - велик срок. Специалисту с таким стажем расстаться с дорогой, отойти от её ритма - трудно, но надо - возраст.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30