01 июня 2020 01:33

01 июня 2020 01:33

Сергей Зайцев: "На трассе Ачинск - Абакан" может появиться новая станция

В гостях у «КЖ» глава Ширинского района Сергей Зайцев. — Сергей Николаевич, каковы главные направления экономического развития Ширинского района? — Основная специализация территории — сельское хозяйство. У района очень выгодное географическое положение. Большую его часть занимают степи Хакасско - Минусинской котловины, удобные для животноводства. По поголовью овец мы лидируем не только в Хакасии, но и во всей Восточной Сибири. Ширинский район первенствует в республике и по заготовкам шерсти.

В гостях у «КЖ» глава Ширинского района Сергей Зайцев.

 

— Сергей Николаевич, каковы главные направления экономического развития Ширинского района?

 

— Основная специализация территории — сельское хозяйство. У района очень выгодное географическое положение. Большую его часть занимают степи Хакасско - Минусинской котловины, удобные для животноводства. По поголовью овец мы лидируем не только в Хакасии, но и во всей Восточной Сибири. Ширинский район первенствует в республике и по заготовкам шерсти.

 

По итогам 2006 года среди сельскохозяйственных предприятий Хакасии первое место заняло хозяйство нашего посёлка Целинный.

С другой стороны, юго-западная часть территории — это предгорья Кузнецкого Алатау, богатые лесом и полезными ископаемыми. Здесь берёт начало Белый Июс, который чуть севернее границ нашего района сливается с Чёрным и образует крупнейшую реку запада Красноярского края — Чулым. В этом «юго-западном углу» сконцентрирована промышленность района. Среди ведущих предприятий в первую очередь стоит назвать Туимский завод цветных металлов и золотодобывающий рудник в посёлке Коммунар.

 

— Но для большинства жителей края слово «Шира» ассоциируется, прежде всего, со знаменитым курортом…

 

— Действительно, туризм (наряду с животноводством и добывающей промышленностью) можно уверенно назвать «третьим китом» нашей экономики. На территории Ширинского района расположена крупнейшая в Восточной Сибири область внутреннего стока, которая включает в себя пять крупных (площадью зеркала более 5 квадратных километров) и несколько десятков мелких озёр.

 

Два самых больших озера района — Белё (которое фактически представляет собой два озера — Большое и Малое Белё, соединённые узким водным перешейком и имеющие общую площадь 77 квадратных километров) и Шира (площадью в 32 квадратных километра) — являются горько-солёными водоёмами и используются в лечебных целях.

Курорт на озере Шира был открыт ещё в 1891 году и с тех пор превратился в крупнейшую в Сибири республиканскую здравницу.

 

Сейчас проходит завершающую стадию разработка комплексной программы социального развития Ширинского района, в которой специальный раздел посвящён развитию туризма. Мы планируем революционно улучшить инфраструктуру и создать единый туристический комплекс района, в который вошли бы и курорт озера Шира, и пляжи Белё, и фитоцентр «Прасковья» на Чёрном озере, и перспективные в курортном плане озёра Итколь, Фыркал, Тус, а также ряд более мелких проектов. Осуществление основной части замысла предполагается с помощью широкого привлечения частных инвестиций.

 

Например, частный бизнес возведёт гостиничный комплекс (парадокс, но сегодня на курорте всероссийской известности работает всего одна гостиница).

Администрация района осуществляет контроль проекта, в том числе экологический. Уже несколько лет мы ведём переговоры с руководством степного заповедника «Чазы» об урегулировании юридического статуса прибрежной зоны озёр Белё, Шира и Итколь. Наше предложение заключается в том, чтобы передать пляжную полосу под контроль администрации или создать на берегу озёр туристическую область (подобно, например, тому, как это сделано в заповеднике «Столбы»).

Экологического урона (при соответствующем контроле, конечно) экоценозу озёр подобное решение не принесёт.

 

— Планируется ли присвоение Шира статуса свободной туристической зоны, подобной той, которую организуют сейчас в Шушенском и Ермаковском районах Красноярского края?

 

— Нет. Значение туристической отрасли будет повышаться, но и про другие области экономики никто не забывает. Принятая недавно программа развития агропромышленного комплекса Ширинского района ставит целью сохранить сельскохозяйственную специализацию территории и в будущем. Причём мы решили добиваться сбалансированного развития сельского хозяйства и не концентрироваться только на крупных специализированных предприятиях республиканского уровня значимости. В будущем мы планируем значительно увеличить в общем производстве долю мелкого частного крестьянства — максимально поддерживать расширение личных приусадебных хозяйств в районе.

Также и сам райцентр Шира не ставит (подобно Шушенскому) перед собой цель получить городской статус. Мы планируем на ближайшую перспективу сохранение Шира как крупнейшегопосёлка республики Хакасия, сельскохозяйственного лидера региона. Но — плюс развитый туризм, плюс промышленность с проектами федерального уровня.

 

— А как можно охарактеризовать роль железной дороги в жизни района?

 

— Трасса Ачинск - Абакан проходит в центре нашей территории. В районе расположены три станции: Шира, Туим и Тисин. Станция Тисин, находящаяся на стыке Ширинского, Боградского и Усть-Абаканского районов, не имеет важного экономического значения, зато у двух оставшихся крупных станций есть своя, чётко определённая специализация.

Шира — это прежде всего пассажирский транспортный узел. Среди населённых пунктов Хакасии по объёму пассажиропотока мы уступаем лишь Абакану. По нашим оценкам, только в этом году озёрный комплекс района посетили более ста тысяч человек. Значительная часть этих людей прибыла к нам по железной дороге. Среди «поселковых» станций Абаканского отделения Шира является сейчас лидером по количеству перевезённых пассажиров. По этому показателю мы сравнимы даже с уровнем многих крупных городов (например, Назарово или Ужур). Однако, в отличие от большинства крупных станций КЖД, пассажиропоток на станции имеет чётко выраженный сезонный характер. Это задаёт особенности в формировании расписания поездов на всей трассе Ачинск - Абакан. Так, в летнее время на поезда, идущие через нас в Абакан, «накидываются» дополнительные, туристические вагоны. Фактически только направление Красноярск - Шира за лето перевозит двадцать и более тысяч пассажиров. Станция Туим, наоборот, ориентирована на грузовые перевозки.

 

Основная продукция, которую отгружают в Туиме, — это, конечно, поставки, идущие от местного завода цветных металлов. Сейчас мы запускаем проект, который позволит дополнительно загрузить мощности станции, — это разработка марганцевого рудника в истоках реки Уса (правый приток Томи). Разведанные месторождения марганца в бассейне Усы обеспечивают до 60 процентов российских запасов этого ценного металла. На сегодня Россия испытывает острый дефицит в собственных запасах марганца, его приходится импортировать из Грузии и Украины. Проект создания Усинскогорудника позволит решить эту проблему. Несмотря на то, что само месторождение находится в Кемеровской области, разработку его удобно вести с нашей стороны.

 

Вообще, если вы посмотрите на карту, то увидите, что многие приграничные посёлки Кемеровской области (Белогорск, Полуторник) инфраструктурно связаны с Хакасией и Красноярским краем сильнее, чем с собственными райцентрами — так сложилось исторически. Для того, чтобы начать эксплуатацию Усинского рудника, мы должны проложить девяносто километров трассы от Туима. Стоимость этого проекта — более двух миллиардов рублей. Сейчас работы уже начаты, за лето 2007 года сделан так называемый «пролаз» (первичный путь, очищенный от леса и с намеченной колеёй будущей дороги). Планируем прокладку трассы закончить в следующем году. Открытие Усинского рудника даст прирост суточной погрузки для станции Туим на 700 тонн в сутки. Всего проект позволит создать минимум пятьсот новых рабочих мест.

 

— Какие ещё проекты улучшения транспортной инфраструктуры разрабатывает администрация района?

 

— В основном - связанные с развитием туристического потенциала региона. Транспортная сеть района достаточно развита.

Здесь проходит автотрасса республиканского значения Ачинск - Абакан, благоустроенная дорога Шира - Новосёлово. Однако при сегодняшних темпах роста туристического потока в ближайшем будущем мы можем столкнуться с тем, что имеющиеся транспортные направления будут перегружены. В связи с этим мы рассматриваем в долгосрочной перспективе возможность возобновления деятельности Ширинского аэропорта. Также со временем встанет необходимость электрификации трассы Абакан - Ачинск, соединяющей Шира со столицей республики и Транссибом.

 

Запуск рельсового автобуса Абакан - Шира (по аналогии с имеющимся поездом, обслуживающим направление от Абакана на Аскиз и Абазу) мог бы стать высокоприбыльным проектом. Стоит вспомнить и о развитии курортного потенциала озера Фыркал, которое даст новую жизнь одноимённому посёлку (ранее основным предприятием здесь была Фыркальская птицефабрика, которая, к сожалению, не прошла испытание рынком). В сочетании с развитием исторического туризма на севере района (где расположен ряд всемирно известных археологических памятников, в том числе уникальные «Июсские сундуки») в перспективе мы будем иметь новую точку роста в туристическом комплексе района. А значит, возрастёт пассажирское напряжение на участке Июс - Шира и, вероятно, потребуется создание на трассе Абакан - Ачинск дополнительной станции Фыркал на этом перегоне.

 

Тогда новый импульс к развитию получат и сплавной туризм на Белом Июсе, и пешеходные маршруты в районе Июсского природного заповедника.

Недавно районный совет депутатов принял проект герба Ширинского района. Он находится сейчас на утверждении в Геральдическом совете в Москве. Когда его утвердят, у нашего района впервые появится свой собственный символ.

 

— Что же изображено на этом гербе?

 

— Мы решили, что центральный символ герба должен максимально отражать дух района, поэтому в итоговом варианте это — белый конь, бегущий по степи, заросшей ирисами. Белый конь — исконный символ нашей республики. А ирис — красивый цветок, придающий характерный необычный тон северохакасским степям.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30