27 мая 2020 05:42

27 мая 2020 05:42

Уникальный гвоздь и халтура царских времён

Строительно-исторический раритет был найден рабочими, которые ведут реконструкцию вокзала станции Уяр. Непрофессионалу эта «магистральная» находка могла показаться не более чем странной железкой. Однако опытные строители сразу же разглядели в предмете крепёжный элемент, характерный для русского зодчества конца XIX - начала XX века. Это прототип современного химического дюбеля.

Строительно-исторический раритет был найден рабочими, которые ведут реконструкцию вокзала станции Уяр.

 

 

Непрофессионалу эта «магистральная» находка могла показаться не более чем странной железкой. Однако опытные строители сразу же разглядели в предмете крепёжный элемент, характерный для русского зодчества конца XIX - начала XX века. Это прототип современного химического дюбеля.

 

В наше время при вбивании дюбеля находящаяся вокруг него капсула с полимером лопается, и он прочно склеивает место крепления. В самом начале прошлого века таких полимеров не было - сцепляющим веществом служил жидкий свинец. Инженеры до сих пор не понимают, как их коллегам из прошлого удавалось заливать расплавленный свинец в место соединения, ведь тут же нужно было забивать дюбель.

 

Вокзал был построен в 1908 году. Но, как утверждают строители, халтурным отношением к работе «баловались» и при царе-батюшке.

- Опытный строитель способен определить при реставрации любого здания, как велись работы, - говорит прораб фирмы «Свод» Денис Крицкий. - Здесь мы обнаружили нарушение технологии при постройке. По замесу раствора и кладке видно, где кирпичи клали хорошо, а где - без души. Ещё могу сказать, что у стройки были хорошие поставщики - отменный кирпич и деревянные балки, простоявшие почти век, тому подтверждение.

 

Ни на дороге, ни в архивах края и самого города Уяра не сохранилось проектной и технической документации по строительству вокзала. Но это обстоятельство придало реставрационной работе большой творческий заряд. Слой за слоем вскрывая штукатурку и кладку, строители проникали в тайны времени. Где обнаружили, например, что изначально вокзал был нештукатуренным - кирпич только окрашен. А в советское время его оштукатурили, но сбили часть уникальной лепнины как «архитектурное излишество». Вокзал приподнят от земли на полметра, на которые опустился, 99 лет претерпевая вибрацию от поездов.

 

Окончательное открытие намечено на начало декабря. Вместе с вокзалом будет благоустроена привокзальная площадка, приподнят перрон.

Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31