06 августа 2020 10:58

06 августа 2020 10:58

Дмитрий Баровских: "Хитрый клиент тарифы не разумеет"

Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит до 1,3 миллиарда тонн грузов. Доля объёма грузов Красноярской магистрали среди 17 дорог стабильно держится на уровне пяти – шести процентов и занимает место в «золотой середине». Освоение новых грузовых перевозок требует создания дополнительных погрузочных ресурсов. Их основными источниками является налаживание договорных отношений с владельцами железнодорожных путей необщего пользования и увеличение эффективности использования грузовых вагонов.

Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит до 1,3 миллиарда тонн грузов. Доля объёма грузов Красноярской магистрали среди 17 дорог стабильно держится на уровне пяти – шести процентов и занимает место в «золотой середине». Освоение новых грузовых перевозок требует создания дополнительных погрузочных ресурсов. Их основными источниками является налаживание договорных отношений с владельцами железнодорожных путей необщего пользования и увеличение эффективности использования грузовых вагонов. Об этом корреспондент «КЖ» беседует с начальником службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Дмитрием Баровских.

 

- На данный момент специалистами службы заключено около тысячи договоров на эксплуатацию путей, подачу и уборку вагонов.

К каждому клиенту нужен особый подход. Одни - добропорядочные и работают строго по закону, другие - норовят обмануть. Последние ищут лазейки: выдают один товар за другой, пишут в накладной несоответствующий вес. Фактов искажения наименований грузов очень много: в контейнерах перевозят спирт в бочках, химические вещества, скоропортящиеся продукты. Для таких грузов существуют специализированные вагоны, перевозка в которых производится по более высокому тарифу, но хитрый клиент их не разумеет. За 8 месяцев выявлено 64 факта с недостоверными сведениями в документах, указанных отправителем. На них оформлены акты и произведён добор тарифа около полумиллиона рублей. Начислено штрафов на 10 миллионов. Очень много грузов, не соответствующих наименованиям в накладных, поступает от отправителей Московской железной дороги.

 

ООО «Транзит ТК» - один из недобросовестных клиентов, который перевозит сборный груз. Казалось бы, чего проще – заполнить правильно документ и заплатить по тарифу. Выгадывая несколько тысяч, фирмы теряют больше в судебных тяжбах. За три года нами отработана технология взаимоотношений с грузоотправителями, оформления документов по фактам, предъявляемым клиентам, арбитражная практика. Из пяти дел, заведённых на фирму «Транзит ТК», четыре выиграны. Решение первой инстанции суда – взыскать штрафы в пользу компании.

 

- Есть профилактические меры, способствующие уменьшению количества подобных случаев?

 

- В статье 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации указано, что перевозчик имеет право проверить соответствие сведений о грузах. Мы можем вскрыть для проверки любой вагон и определить его вес.

 

Это делается не только для того, чтобы обличить хитреца, но и в целях обеспечения безопасности движения. Пример тому - летний случай с перевозкой в обычном контейнере вредного для здоровья химического вещества. Приёмщица попала в реанимацию. А если бы в пути следования он вытек? Катастрофа. Она может произойти и из-за перегруза вагонов. Не совсем добросовестно в этом отношении ведут себя «лесники» – грузят больше установленного правилами перевозок. Перегруз порой доходит до шести тонн. Профилактические меры по контрольным перевесам в этом году резко изменили ситуацию. Если за три первых месяца зафиксировано 45 случаев, то за последующие пять - всего 24. Такое стало возможным благодаря техническому оснащению средствами, обеспечивающими контроль веса и габарита грузов.

 

Из 110 весов, имеющихся на дороге, у нас на балансе - 12. К концу года планируется установка весов на станциях Карабула и Суриково, где идёт интенсивная отгрузка леса. Также будут смонтированы весоизмерительные устройства на Саянской (для контроля участка от Минусинска до Тайшета) и Ачинске-1 (для работы в направлении из Лесосибирска). Весы ставим там, где наиболее выгодно, где могут идти перегрузы сверх грузоподъёмности вагона.

 

Правильность погрузки и габаритов груза ведётся автоматическими системами коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ). Их на дороге шесть: четыре - на Красноярск- Восточном, по одной - на станции Саянской и в Решотах. В планах - установить АСКО ПВ в Мариинске, но для этого необходимо сначала сделать реконструкцию станции (для монтирования системы нужны особые условия: расстояние междупутья - не менее 5,3 метра). В 2008-м предполагаем установить ещё одну АСКО ПВ на Красноярск -Восточном, пятую по счёту.

 

- Компания вкладывает средства в техническое оснащение, а как в этом отношении ведут себя собственники путей необщего пользования?

 

- К сожалению, они мало что делают для обновления техники. К примеру, на северной ветке (Карабула, Чунояр), в Лесосибирске до сих пор можно увидеть старые ржавые краны советских времён. Имеющиеся на фронтах погрузочные механизмы не только не обновляются, но и сокращаются. За последние три года всего на 8 процентах путей необщего пользования произошло обновление кранового хозяйства, на 5 – удлинены или отремонтированы эстакады. Отсутствуют технологии предварительного формирования штабелей и «шапок» до погрузки в вагон с обеспечением подсортировки леса по длине и диаметрам в соответствии с требованиями технических условий погрузкина открытый подвижной состав. К примеру, до недавнего времени с одним из крупных ветвевладельцев ОАО «В-Сибпромтранс» договоры на эксплуатацию железнодорожных путей заключались с длительным урегулированием разногласий, в большинстве случаев - через арбитражный суд. Они уклонялись от разработки Единых технологических процессов на железнодорожных путях необщего пользования и станции примыкания, не подписывали акты их обследования. Только в прошлом году с ними найдено некоторое взаимопонимание и за полтора года перезаключено 9 договоров без выхода в арбитражный суд.

 

- Эффективность использования грузовых вагонов - это дополнительные погрузочные ресурсы. Как развивается ситуация в этой сфере?

 

- Номенклатурный перечень грузов Красноярской магистрали включает более тридцати наименований. Половина объёма грузов, перевозимого на дороге, - уголь.

Для его транспортировки необходимы полувагоны. Их дефицит ощущается сразу: нет полувагонов – нет перевозок; соответственно, нет и доходов. При этом грузоотправители нерационально используют технические возможности подвижного состава. Нехватку полувагонов для лесопогрузочных предприятий мы частично ликвидируем тем, что производим погрузку по зональному габариту. Полная загрузка вагонов – дополнительные средства для компании. Анализируя данные за последний месяц, можно увидеть, что при плане 61,82 тонны на вагон загружается 62,36. За восемь месяцев этого года за счёт увеличения статической нагрузки высвобождено 3653 вагона, которые были задействованы на других перевозках.

 

Также, в целях увеличения объёмов, ведётся работа с грузоотправителями по предоставлению им вагонов с новым габаритом Тпр с осевой нагрузкой 25 тонно-сил на ось грузоподъёмностью до 94 тонн. Они курсируют на Горьковской, Московской и других магистралях. К сожалению, железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие собственникам в Красноярске, не оборудованы для выгрузки таких вагонов. Поэтому они идут сейчас только под погрузку на станцию Заозёрная. Их использование - дело времени и желание владельцев путей создать технические условия для работы с подвижным составом другого формата, чтобы в дальнейшем уменьшить свои затраты.

 

- Чтобы работать на погрузке, необходимо знать её правила, технические условия. Владеют ли такой информацией работники организаций, эксплуатирующих пути необщего пользования?

 

- Мы предлагаем им курсы по повышению квалификации мастеров погрузки леса, но собственники экономят. Из 230 организаций, занимающихся лесными погрузками, в этом году было обучено всего 59 человек. 136 мастеров было отстранено комиссией от права погрузки за некачественную работу. Такие крупные грузоотправители леса, как ООО «Кодинский ДОК», ООО «Прима», ООО «Волна-Восток» в этом году не отправили на курсы ни одного человека. И это несмотря на то, что у них самое большое количество нарушений технических условий. Их вагоны чаще всего отцепляют при проверках.

 

Так, за 8 месяцев у «Примы» - 124, у Кодинского ДОКа – 97. Два дня уходит на исправление недостатков одного вагона, которые переделывают наши работники.

Желание собственника сэкономить деньги на перевозках - понятно, но и дорога сегодня их считает. Хочется всем клиентам напомнить пословицу: «С хитростью – до обеда, а с умом – целый день».

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30