01 июня 2020 03:06

01 июня 2020 03:06

Лягушка для инженеров

Каждое ведомство в определённый момент своей истории обзаводится символами, соответствующими его назначению, содержанию деятельности, определённым векторам в развитии. Железнодорожная отрасль России не стала исключением. С 1809 года, когда Александр I подписал указ о создании Института Корпуса инженеров путей сообщения, официальной эмблемой вуза стала буква «А» с цифрой «1» в центре, над ней - корона.

Каждое ведомство в определённый момент своей истории обзаводится символами, соответствующими его назначению, содержанию деятельности, определённым векторам в развитии. Железнодорожная отрасль России не стала исключением.

 

 

С 1809 года, когда Александр I подписал указ о создании Института Корпуса инженеров путей сообщения, официальной эмблемой вуза стала буква «А» с цифрой «1» в центре, над ней - корона. (Интересно, что аналогичная эмблема позже появилась у Николаевской и Царскосельской железных дорог, только с буквой «Н» вместо «А».) Руководителем ведомства в том же году был назначен принц Георгий Ольденбургский. Однако неофициальной эмблемой ИКИПСа являлась зелёная лягушка. Её историю связывают с именем сестры Александра, Екатериной Павловной, вышедшей замуж за Ольденбургского. Однажды она наблюдала за съёмкой местности (в южной части нынешнего Московского проспекта Санкт-Петербурга), называемой Кекерскексинен (в переводе с немецкого – «лягушачье болото»), которую проводили воспитанники института. Работа перемазанных землёй и тиной студентов в зелёных мундирах и вызвала у неё соответствующую ассоциацию – тем более что выпускникам вуза предстояло прокладывать пути сообщения сквозь леса и болота, сооружать водные переправы и каналы, так что данное земноводное как никакое другое олицетворяло их деятельность. Позже Екатерина Павловна стала шефом питомцев института. Интересно, что о зелёной лягушке знал и Николай I. Когда ему для утверждения был представлен образец диплома на звание инженера путей сообщения, император заметил, что в атрибутах специальности недостаёт изображения лягушки, и собственноручно её нарисовал.

 

С тех пор зелёная лягушка изображалась на всех объявлениях о балах в институте, на оборотной стороневыпускаемых значков, её изваяние высотой около 60 сантиметров устанавливалось в вестибюле.

 

 

Пуговица с арматурой

 

В 1830 году на мундирах и сюртуках офицеров и кадетов института вместо гладких были введены пуговицы с арматурой в виде скрещённого топора и якоря. Это изображение стало своего рода техническим знаком путейского ведомства, символизируя единство водных и сухопутных дорог. С началом строительства магистралей эта арматура появилась на форменной одежде работников Главного управления путей сообщения – в соответствии с содержанием его деятельности. Постановлением от сентября 1882 года для различения вагонов казённых железных дорог и вагонов, принадлежащих частным обществам, на первых было введено изображение государственного герба с арматурой: топор и якорь внизу.

 

Герб помещался на продольных стенках пассажирских и товарных вагонов казённых дорог (причём для пассажирских выделялся цветом в соответствии с классом – серебристым или золотистым). В советское время гербы вагонов ушли, а арматура: топор и якорь – сочеталась с надписями РСФСР, позже – СССР. На головных уборах появилась красная звезда с силуэтом паровоза (силуэт изображался до 1955 года). В 1931 году установлена новая арматура - технический знак: ключ и молоток.

 

 

Андреевский ультрамарин

 

Удивительно, но факт: первый флаг российских железных дорог появился за семь лет до сдачи в эксплуатацию первой железной дороги страны! В январе 1830 года Николай I утвердил флаг Главного управления путей сообщения, символ сухопутного и речного флота, торгового ведомства. Первый флаг путейского ведомства напоминал Андреевский: белое полотнище, светло-ультрамариновые (по другим данным – зелёные) перекрещенные полосы.

 

При открытии дороги из Петербурга в Москву император распорядился вывесить ведомственные флаги на всех вокзалах. В апреле 1881 года Александр II утвердил общий флаг МПС, который представлял собой белое полотнище с тремя полосами российского национального флага в верхнем левом углу синей эмблемой МПС из топора и якоря в правой части. Так топор и якорь, ранее появлявшиеся только на форменной одежде, стали официальной эмблемой отрасли. Флаг поднимали над зданиями министерства, вокзалами, на парусных и паровых судах и шлюзах, принадлежавших МПС. Он просуществовал до 1918 года, когда был введён новый флаг наркомата путей сообщения - красное полотнище с большим белым кругом и арматурой: топор и якорь. В 1931-м его сменило красное полотнище с гербом СССР и техническим знаком – ключ и молоток под ним.

 

 

Летящие крылья

 

С 1868 года Николаевская железная дорога в числе других была передана в ведение Главного общества российских железных дорог (ГОРЖД). И у него появилась эмблема: колесо, летящее на крыльях. Откуда же она взялась? В греческой мифологии бог Гермес, сын Зевса и Майи, издревле почитался покровителем изобилия (пастбищ и стад), дорог и торговли, гимнастики и красноречия. Юноша Гермес изображался с жезлом в руке, в увенчанном крылышками шлеме, крылатых сандалиях. Изваяние головы бога иногда венчали четырёхгранные столбы – гермы, которые устанавливали на дорогах. У римлян Гермес отождествлялся с сыном Юпитера – Меркурием. Меркурий почитался как бог торговли, покровитель купцов и путей. Его голову венчали крылышки на подвязке, они же были на запятках.

 

В руке Меркурий держал факел, освещающий дорогу. Поскольку главным лозунгом ГОРЖД были точность, скорость, комфорт как цель его деятельности, то колесо, летящее на крыльях, стало символом железных дорог, входящих в ГОРЖД, – до 1894 года.

В 1901 году, когда Николаевская дорога, уже возвратившаяся в МПС, отмечала своё 50-летие, в Париже к юбилею были изготовлены две бронзовые скульптуры «Улетающий Меркурий», установленные на столичных вокзалах. 70-сантиметровый Меркурий французского скульптора Раймона Сюдо изображён с крылышками на запятках и головной повязкой, с факелом в руке. (Одна из этих скульптур сохранилась в народном музее истории вагонного депо Москва Октябрьской железной дороги, а петербургская, по слухам, – в частных руках.)

 

В сентябре 1963 года приказ МПС СССР внёс изменения в форменную одежду и знаки различия работников железнодорожного транспорта. Была введена эмблема в виде эллипсообразного колеса с крыльями из четырёх укороченных снизу перьев (в зависимости от ранга – позолоченных, посеребрённых, белых). Так эмблема – символ ГОРЖД - была возвращена железным дорогам.

 

В июле 1995 года правительство РФ утвердило положение о флаге МПС Российской Федерации. В левом верхнем углу полотнища белого цвета помещалось изображение государственного флага страны, в правом нижнем – золотистого цвета летящее на крыльях колесо, под ним – арматура: ключ и молоток. Летящее колесо в 2003 году появилось на введённом флаге ОАО «РЖД», а в 2006-м – на флаге Федерального агентства железнодорожного транспорта.

 

Елена Козлова,

руководитель

Московской группы музеев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30