04 июня 2020 03:47

04 июня 2020 03:47

Новости 100-летней давности

Тётя Катя жила собирательной жизнью, и сама её личность как будто растворялась в многом множестве чужих интересов, наполнявших её существование. А так как эти интересы мелкие, будничные, то и её чистопробное самоотвержение ни в чьих глазах никогда не принимало характера подвига... Если тётя Катя бывала озабочена и измучена, - то это были чужие дела; если она ходила с опухшими глазами, - то она оплакивала чужие беды.

Кто перекрестил Конкордию в тётю Катю?

 

Тётя Катя жила собирательной жизнью, и сама её личность как будто растворялась в многом множестве чужих интересов, наполнявших её существование.

 

А так как эти интересы мелкие, будничные, то и её чистопробное самоотвержение ни в чьих глазах никогда не принимало характера подвига... Если тётя Катя бывала озабочена и измучена, - то это были чужие дела; если она ходила с опухшими глазами, - то она оплакивала чужие беды. Если она летала козырем и преисполнялась внезапной гордостью, - её окрыляла чужая слава... Кто же была эта женщина? Все называли её тётей Катей, но когда она умерла, из метрического свидетельства стало известно, что её настоящее имя было не Екатерина, а Конкордия... Кто и когда для собственного удобства перекрестил её в «Катю»? Наверное, она сама забыла, отреклась от собственного имени так же просто, как и от всего остального в жизни.

 

Журнал «Русская школа», №8, с.68.

 

 

Встречать как дорогих гостей

 

Беседа молодой пары в вагоне.

 

«Скажите, чем вы можете объяснить вдохновение, воодушевление и то приподнятое, повышенное состояние человека, когда он является творцом лучших своих мыслей, лучших своих картин, произведений музыки, литературы, скульптуры, наконец, подвигов, - чем, как не увлечением? Один увлекается идеей и порождает ряд новых, другой - всецело схвачен проявлением красоты в том или другом виде и создаёт лучшие свои произведения пера, резца или кисти. Третий увлечён девушкой и под влиянием своих переживаний и подъёма духовных, умственных и нервных сил творит то, что поражает современников силой гения, мощностью экспрессии. А ведь эти минуты не так часты в жизни, и тем дороже, тем драгоценнее они должны быть ценимы нами. Не гнать их от себя должен человек, а радостно встречать как дорогих и редких гостей». Молодой человек смолк. Девушка была взволнована. Горячая речь спутника увлекла её.

 

Молчание первой прервала девушка, сказав тише обыкновенного мягким голосом:

- Но ведь жизнь часто берёт слишком дорогую плату за те счастливые минуты, которые даёт иногда увлечение.

- Знаю, знаю! - прервал быстро молодой человек. - Я не закрываю глаза ни на что в жизни и смотрю всегда прямо. Знаю я и те воззрения, о которых вы хотели только что говорить. Вот они, как тёмные, мрачные, сухие фигуры, с застывшими каменными чертами лица, с жёсткой, саркастически-печальной улыбкой на сжатых губах. Противопоставление сильное! Согласен. Но ведь это - сама жизнь, увлечения были, есть и будут, следовательно, они естественны, следовательно, они обладают правом на место в жизни. Правда, закон физики говорит: действие равно противодействию. Понятно, что и в мире нематериальном мы не можем совершенно отрицать этого положения.

 

Как часто за подъёмом бывает упадок всех сил, весёлый порыв сменяется задумчивостью, бурное стремление - апатией. Однако, к счастью человека, этот закон мира физического не всегда имеет место в мире духовном, психическом. Поэтому-то нередко то или иное увлечение, в той или иной области, не вызывает вторых, мрачных и жестоких сил... А если иногда за первым грозно поднимается второе, ну что ж! Борись, если ты силён, если можешь, не трусь и победи их. В случае же поражения, знай, что сражён ты не даром, не бесцельно, не зря, а за то, что давало тебе смысл жизни, её красоту, её обаятельность.

 

«Красноярец», 24 августа.

 

 

 

Альтруизм возводится в кодекс жизни

 

В области нравственных завоеваний последнего времени альтруизм (доброта) занимает видное место: он провозглашается как руководящий социальный принцип человека, указывающий ему обязанности по отношению к своим согражданам, с которыми он связан широким кругом общественных интересов, как член великой общечеловеческой семьи.

 

Другими словами, альтруизм возводится в кодекс жизни не как индивидуальное стремление, не как веление религии, а как строгий, определённый социальный долг, приобщающий отдельного человека к жизни всех - в силу правды и справедливости, имеющих целью общее благо.

 

«Бесконечная доброта, - провозглашает Мамин-Сибиряк, - есть религия будущего, но доброта не отвлечённая, а деятельная». Кстати, припомним слова великого сатирика Гоголя: «Первое благо жизни, - сказал он, - есть возможность оказать услугу». А бесподобный художник Чехов завещал нам такую заповедь сердца: «Будьте милосердны». В этих словах, которые горят, точно звёзды, сквозь серую дымку его прелестных произведений,сказалась его прекрасная душа. Сам он в жизни исповедовал доброту на деле в самом благородном смысле слова.

 

Журнал «Русская школа», №8, с. 68.

 

Старые подшивки листал Александр Кабанов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30