03 июня 2020 09:29

03 июня 2020 09:29

"Ворота города" на великом пути

Вокзальный комплекс станции Красноярск-Пассажирский входит в десятку наиболее значительных строительных новаций России XXI века. Его «преобразование» длилось более ста лет. Координаты Сибирской магистрали задавались в конце XIX века. На это были веские основания. Ещё задолго до строительства Транссиба через Красноярск шёл Московский, или Главный Сибирский тракт. Ежегодно по нему перевозилось до четырёх миллионов пудов грузов.

Вокзальный комплекс станции Красноярск-Пассажирский входит в десятку наиболее значительных строительных новаций России XXI века. Его «преобразование» длилось более ста лет.


Модная тема и лакомый кусочек

 

Координаты Сибирской магистрали задавались в конце XIX века. На это были веские основания. Ещё задолго до строительства Транссиба через Красноярск шёл Московский, или Главный Сибирский тракт. Ежегодно по нему перевозилось до четырёх миллионов пудов грузов. На запад - золото, серебро, медь, свинец, пушнина. Обратно - машины, станки, керосин, сахар. Гужевым транспортом ввозилось товаров на 45 миллионов рублей, а вывозилось и того больше – на 80. Необходимо было развивать альтернативный вид транспорта. Им стал железнодорожный, работа которого в Европе уже была хорошо отлажена.

Впоследствии политическо-общественная газета «Енисей» напишет: «С постройкой железной дороги Сибирь становится модной темой не только русской и провинциальной печати, но даже для заграничной. Все видят, что Сибирь представляет собой лакомый кусочек».

 

Чтобы до него добраться, в 1891 году по Указу императора Александра III началось строительство Транссибирской магистрали. Оно идёт одновременно с двух сторон – от Челябинска и от Владивостока. Громогласное «ура!» разнеслось по близлежащим окрестностям Алексеевки и Николаевки, как только на путях показался первый поезд. Он пришёл днём 6 декабря 1895 года. В его составе - 20 вагонов и тендеров, которые сзади толкал паровоз. На перроне - батальонный оркестр, исполняющий «Боже, царя храни» и «Коль славен».

 

Торжественность момента - хлебсоль, преподнесённый начальнику укладки пути Григорию Яворскому городским управлением. Затем - общий молебен за благополучное окончание строительства на вокзале. Его площадей хватило лишь для самых почётных гостей. Горожане слушали у входа.

 

 

«Эффектно выглядывает»

 

Вокзал, возведённый по проекту архитектора Николая Соловьёва, стал настоящим украшением. Над его крышей возвышалась башенка со шпилем, которая просматривалась с любой точки города.

 

В фотоальбоме «Великий путь» о нём писали: «Эффектно выглядывает это здание ночью при свете электрических фонарей и, когда вы подъезжаете к станции, среди шума и грохота поездов, свистков, криков рабочих, оно, слившись в одну линию с прилежащими строениями, кажется громадным чудовищем, вынырнувшим из обширной, местами приподнятой равнины без всяких признаков растительности». В 1895 году вокзал был единственным зданием второго класса на участке Средне-Сибирской железной дороги.

К 1909 году 220 квадратных метров общей площади уже не вмещали прибывающих в Красноярск пассажиров. Решено было пристроить дополнительные помещения по обе стороны здания, сохранив архитектурный стиль.

 

Шли годы, здание безмолвно и терпеливо переживало всех своих «путешествующих во времени» пассажиров. Самыми «неразговорчивыми» стали скульптуры, разместившиеся рядом с вокзалом: Ленина, Сталина и «железного наркома» путей сообщения Кагановича. (Впоследствии их масштабность уменьшат до размеров бюстов, а затем и вовсе уберут.)

В конце пятидесятых бурное экономическое развитие края привлекало людей с Запада. Население города росло, на вокзале становилось тесно. В 1958 году сделали закладку нового здания, отступив от старого на двадцать метров. Его строил коллектив СМП-276 треста «Красноярсктрансстрой». 5 декабря 1960 года были открыты новые «ворота города».

 

 

Как вокзал стал «джентльменом»

 

Казалось, что здание, возведённое в советское время, сделано на века. Его реконструкция в 2003 году показала обратное.

Первоначальный проект предполагал сохранение центральной части вокзала, расширение и надстройку на собственном основании западного и восточного крыла, замену двухскатной крыши на четырёхскатную, возведение купола.

 

Когда стали раскапывать фундамент, чтобы сделать усиление, то, кроме демидовских рельсов и старой копейки, обнаружили под ним обширные пустоты. Строителям пришлось всё делать заново: рыть канаву глубиной 6,5 метра и заливать новый фундамент. Это привело к изменениям в проекте.

 

К слову сказать, за время строительства специалистами было оперативно принято более 900 технических решений.

Ещё одной проблемой стали некачественные плиты перекрытия.

Их прогиб доходил до 70 миллиметров, в некоторых местах эксперты обнаружили коррозию каркаса, - говорит главный инженер строительства Михаил Тимощенко.

– Это было большой угрозой для пассажиров и работников вокзала. Если бы старое здание попало в землетрясение 5 - 6 баллов, то оно сложилось бы, как карточный домик.

 

Демонтаж арки центрального свода в 37 тонн тоже стал «головной болью» строителей. К ней невозможно было подогнать кран. Изобрели новую систему лебёдок, с помощью которых его убрали.

- Возведение здания стало народной стройкой, - рассказывает Михаил Иванович. - В сутки работало до 1300 человек из 55 предприятий. Трудились на совесть. Однажды среди технического персонала возник спор по поводу крепежа на 14-метровом шпиле главного вокзала. Чтобы показать необходимость дополнительных металлических конструкций, пришлось залезть до его середины, где я стал его раскачивать. Решение было принято на месте – поставить ветровые фермы. Только методом практических исследований приходилось доказывать многие дополнительные изменения в проекте. Вокзал был построен в рекордно короткие сроки - за 21 месяц.

 

altВ ходе реконструкции он «вырос» в размерах - с 7,2 до 12,8 тысячи квадратных метров. Как «джентльмен» преклонного возраста, «приобрёл» благородный и дорогой материал для «одёжки»: отделка внутреннего и внешнего фасада - гранитный камень и мрамор, добытые в двенадцати странах мира. В трёх комфортабельных залах ожидания в час пик он готов принять в гости до 2,3 тысячи человек. Ещё одно маленькое дополнение к «джентльменскому набору» - уникальные часы. Они разработаны по заказу в Санкт-Петербурге, специально для Красноярского вокзала. Огромные стеклопластиковые стрелки, изготовленные с учётом сурового климата, отсчитывают сибирское время и показывают его в московском формате.

«Модная архитектурная форма», которая отличает Красноярский вокзал от других – фонтан на привокзальной площади. Он «смывает» усталость с пассажиров в знойный полдень и радует огнями вечерней подсветки.

 

Рядом с ним возвышается стела, на верхушке которой - лев - символ величия сибирского города. Чтобы его разглядеть, необходимо высоко поднять голову. Помпезность золотой львиной гривы поражает не только россиян, но и иностранцев, которые в последнее время всё чаще едут туристическими маршрутами Транссиба.

 

Каждые сутки с красноярского вокзала уезжает до четырёх тысяч человек. В августе 2007 года на поезд дальнего следования был куплен счастливый пятимиллионный билет. Не за горами момент, когда через «ворота города» пройдёт шестимиллионный пассажир.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30