01 июня 2020 11:44

01 июня 2020 11:44

"Корона Тубы" в Курагинском улусе

Несколько месяцев назад станция Курагино стала местом паломничества... телевизионщиков из Москвы. Они снимали фильм о проекте железнодорожной ветки в Кызыл вместе с представителями Международного промышленного банка, одним из будущих инвесторов. Желая показать зрителям «поворот» дороги в сторону Тувы, операторы бегали по станции в поисках интересных кадров: - Покажете, где заканчиваются рельсы, с которых начнётся новая «железка»? - спрашивали они у начальника станции Веры Баранько.

Несколько месяцев назад станция Курагино стала местом паломничества... телевизионщиков из Москвы. Они снимали фильм о проекте железнодорожной ветки в Кызыл вместе с представителями Международного промышленного банка, одним из будущих инвесторов. Желая показать зрителям «поворот» дороги в сторону Тувы, операторы бегали по станции в поисках интересных кадров:

- Покажете, где заканчиваются рельсы, с которых начнётся новая «железка»? - спрашивали они у начальника станции Веры Баранько.

- Вообще-то рельсы заканчиваются на Дальнем Востоке... - отвечала она с улыбкой.

 

 

Когда встал вопрос о выборе точки, с которой начнётся «железное» покорение Тувы, то рассмотрели все возможные варианты: через Абазу, Тубу, Курагино.

Просчитав километраж, определили, что шансов больше у последней станции. До неё нужно пробить тоннели общей длиной всего 4,5 километра. В то время как до Абазы - 24, а до Тубы - 17 километров.

Так станция Курагино стала «фишкой» одного из проектов экономического развития края.

Ветку до Кызыла предполагается ввести в эксплуатацию в 2012 году. Четыреста километров за пять лет - скорость современного строительства дороги.

Уже сегодня из разных регионов России звонят, интересуются количеством рабочих мест. А их будет около 10 тысяч - это две трети всех жителей посёлка Курагино.

- Жизнь на станции закипит, - считает Вера Баранько. - Из Кызыла пойдут грузы с коксующимся углем, медью, железом.

 

Но и сегодня на станции много работы. В месяц из Курагино отправляется около 1300 вагонов строительных грузов (в основном - продукция щебёночного завода), до 90 вагонов леса, 12 - металлолома, пять вагонов зерна с местного элеватора. Есть сезонный груз - 400 вагонов в год нефтеналивной продукции и до 100 платформ бутового камня на водоборьбу в разные уголки края.

 

Если проект новой «железки» Курагино - Кызыл осуществится, то изменится классность станции, будет увеличено количество подъездных путей. А это - новые требования к персоналу и техническому оснащению поста электрической централизации (ЭЦ), проект которого уже сделан.

- Сейчас дежурные находятся в другом помещении, - говорит Вера Баранько. - В новом здании мы все будем вместе. Стиль фасада станет визитной карточкой станции. Улучшатся условия работы.

 

У нас в руках два листа, на которых нарисована схема нового поста электрической централизации. Здесь есть всё: здание с необычным подходом к дизайну, место парковки автомашин, даже деревья, которые будут посажены перед входом. Так что управлять маневровыми работами на ветке Курагино - Кызыл «командиры движения» будут уже с пульта новой станции.

 

 

«Диван» и писаница

 

В перспективе - увеличение и пассажирских перевозок. Многие знают Курагино как посёлок, из которого можно добраться до знаменитого Виссариона из города Солнца. Сюда приезжают люди со всех уголков России.

Живописные окрестности озера Тиберкуль, саянская тайга, невысокие, но очень красивые горы располагают к размышлениям о смысле бытия. Многие остаются здесь навсегда.

В Курагинском районе великое множество туристических маршрутов. Например, сплав по рекам Казыр, Кизир, Амыл, берущих начало на склонах Восточных Саян и образующих реку Туба.

 

В районе зарегистрирован 201 археологический памятник. Самый известный - Шалоболинская писаница в 35 километрах от Курагино, на правом берегу Тубы. На утёсе Заречный на протяжении трёх километров - наскальные рисунки, датированные четвёртым тысячелетием до нашей эры и XII-XIV веками. Выбитые, гравированные и рисованные изображения людей, животных, фантастических фигур - знаковые символы из глубины веков. Здесь бытовали разные племена и народы: самодийцы, енисейские кыргызы, ненцы, нганасаны, эмусы, тофы.

 

В 1709 году Тубинское княжество (так раньше именовалась территория Курагинского района) было присоединено к России. Акт присоединения был подписан в Абаканской крепости родовым старостой тюркского племени Тубы - Курагой. В 1826-м на месте Курагинского улуса был основан посёлок, который стоит до сих пор.

 

На окраине Курагино есть гора, на её вершине стоит каменный «диван», созданный природой. По легендам, его построил для себя богатырь. На нём он предавался раздумьям над уходящим в небытие своим народом - тофа. До нашего времени дошли сведения, что там любил бывать декабрист Алексей Тютчев, который находился в ссылке в этих местах. Рука с обрывком кандалов - памятник, установленный ему в парке Победы.

 

 

Именные соединения

 

Любой человек, впервые приехавший в Курагино, непременно отмечает ровные ряды домов вдоль берегов речки Тубы. Хотя местные жители говорят, что она вспыльчива и изменчива в своём поведении, как любая красавица (буквально в прошлом году выходила из берегов).

Когда Туба в добром расположении речного духа, она позволяет «гостям» нежиться под жарким солнцем и купаться в её освежающих водах.

До недавнего времени людям приходилось переправляться через реку на пароме. В 1997 году был построен мост, который связал два берега. «Корона Тубы» - такое «имя» мосту дала курагинская семиклассница, победившая в конкурсе на лучшее название.

Возможно, пора объявить конкурс на название новой ветки Курагино-Кызыл, которая соединит два региона России.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30