26 мая 2020 22:21

26 мая 2020 22:21

За Урал, и направо

Железная дорога подошла к Красноярску в 1895 году. Всего за два года строители проложили более восьмисот километров пути между реками Обь и Енисей.
Проект дороги Обь-Байкал был весьма смелым по тем временам. Около тысячи километров пролегали по гористой местности. Даже знаменитая «Скалистая магистраль», соединившая Калифорнию с восточными районами США, большей частью шла по прерии и пустынной Долине Смерти.

Железная дорога подошла к Красноярску в 1895 году. Всего за два года строители проложили более восьмисот километров пути между реками Обь и Енисей.

 

ХРОНИКИ РОССИЙСКИХ ДОРОГ

Проект дороги Обь-Байкал был весьма смелым по тем временам. Около тысячи километров пролегали по гористой местности. Даже знаменитая «Скалистая магистраль», соединившая Калифорнию с восточными районами США, большей частью шла по прерии и пустынной Долине Смерти.

 

СИБИРСКАЯ ОМЕГА

Однако самым удивительным фактом для общества было, конечно, то, что проект дороги оставлял в стороне один из крупнейших сибирских городов той поры - Томск. В Томске уже открылся университет, бурно развивалось общественное движение сибирских областников, а томские купцы спонсировали прокладку уникального канала Обь-Енисей (после постройки Транссиба он пришёл, к сожалению, в полнейшее запустение).

 

Тем не менее, линия Транссиба прошла на восемьдесят километров южнее, вдоль Московского тракта, через небольшие городки Тайга и Мариинск. Томск остался в стороне от Транссиба и был соединён с ним лишь в 1896 году тупиковой веткой.

Инженеры объяснили это тем, что в случае прокладки дороги через Томск стоимость строительства возросла бы почти в полтора раза. Пришлось бы прорубаться через сплошную тайгу и прокладывать переправы через Томь и реку Яя (за своё замечательное название заслужившую титул «Сибирская омега», ибо именно ею заканчивается любой географический указатель).

 

РЕЧНАЯ ЭПОПЕЯ

Когда Средне-Сибирская дорога была построена, на ней оказалось несколько особых участков, которые в строительных документах были обозначены скромными литерами ЛП. Расшифровывалась эта аббревиатура как «ледовая переправа». Таких «ЛП» между Омском и Красноярском было три - через Обь, Томь и Чулым.

Строительство велось высокими темпами. На некоторых участках путь начинали прокладывать, не дожидаясь ни окончания изысканий, ни даже составления общего проекта дороги или отдельных сооружений.

 

Нормальным темпом считалось проходить по шесть вёрст в день. Спешка была обоснованной - За-

падно-Сибирский участок дороги уже приносил прибыль. Европа ждала сибирские ресурсы, а в обратном направлении следовал всё увеличивавшийся поток колонистов-переселенцев.

Для товарных поездов скорость 12 вёрст в час считалась достаточно высокой. Пассажирские ходили быстрее (до 25 км/ч), но всё равно любой велосипедист (например, жандармы в Сибири очень любили патрулировать свои участки велосипедными бригадами) спокойно мог обогнать «Сибирский экспресс».

В двадцатый век сибирская магистраль вступила объединённой -1 января 1900 года Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги образовали единую Сибирскую железную дорогу общей протяжённостью в 3135 вёрст.

 

ТРАНССИБ: ТОЛЬКО ФАКТЫ

На Транссибе впервые в России была применена унифицированная система расположения станционных сооружений. Если город стоял на реке, то станцию нужно было строить ниже по течению, чтобы она не загрязняла воду. Вокзалы должны были располагаться с южной стороны полотна, а прочие сооружения - с северной. На практике, впрочем, оказалось, что вокзальные помещения Боготола, Мариинска и Ачинска не соответствовали этим требованиям. Да и вокзал самого Красноярска разместился не к югу, а, скорее, к востоку от полотна.

Мост через Енисей (получивший, как известно, Золотую премию на парижской Всемирной выставке в 1900 году) был при открытии освящён епископом Енисейским и Красноярским Евфимием. Но при этом только наполовину - Евфимий боялся высоты и не решился пройти через весь мост.

 

Будущая граничная станция Красноярской магистрали - Мариинск - славилась станционным буфетом, который считался лучшим на сибирских дорогах, был широко известен в европейской России и даже за границей. Именно из Мариинска французский кулинар Гасту привёз в парижские рестораны рецепт «молока в загнётке».

Красноярский вокзал на момент постройки считался самым комфортным вокзалом зауральской

России. К нему был подведён водопровод (ближайшее сооружение подобного типа на железной дороге имелось только в Омске), архитекторы расположили административные блоки настолько удачно, что внутри него не было существенных переделок в течение нескольких десятков лет.

 

***

Имеются сведения о том, что в первые годы существования сибирских железнодорожных вокзалов, пока пассажиропоток Транссиба только формировался, свободные площади в зданиях сдавали под жильё. Так, на Красноярском вокзале существовало понятие «мансардный» этаж, который неофициально населяли местные ремесленники. В годы революции жильё сдавалось и на цокольном этаже.

 

***

Крупнейшей забастовкой рабочих на Транссибе стала так называемая «билетная» забастовка 1902 года. Поводом к стачке послужил приказ начальника Сибирской железной дороги об отмене бесплатных проездных билетов для железнодорожных рабочих (примечательно, что чиновники дороги сохраняли свои привилегии). Инициатором забастовки стал красноярский комитет РСДРП. В ней участвовало несколько тысяч человек. «Билетная смута» продолжалась больше недели. В итоге рабочие всё же добились восстановления системы льготного проезда.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31