02 июня 2020 14:53

02 июня 2020 14:53

Вензеля - на форму

Бытует мнение, что День железнодорожника - подарок отрасли от советской власти. Между тем, этот праздник появился в России задолго до 1917 года.
В отечественной истории император Николай I обоснованно упомянут как «основатель железнодорожного дела в России». Именно при нём всё и началось: и первая железная дорога в Царское Село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы...

Железнодорожному празднику на самом деле более 110 лет.

 

Бытует мнение, что День железнодорожника - подарок отрасли от советской власти. Между тем, этот праздник появился в России задолго до 1917 года.

В отечественной истории император Николай I обоснованно упомянут как «основатель железнодорожного дела в России». Именно при нём всё и началось: и первая железная дорога в Царское Село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы...

Комитет министров той поры значительным большинством голосов высказался против строительства железных дорог в стране, и только решительность императора заставила консерваторов из правительства приступить-таки к сооружению магистрали между российскими столицами: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности... и надеюсь, что потомство оправдает моё решение». Потомки оценили.

 

В 1895 году, к 100-летию со дня рождения Николая I, были приурочены торжественные мероприятия Депар-тамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог - тех, что были образованы в его царствование.

Служащим этих дорог были пожало-ваны «вензелевые изображения имени Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями украсили локомотивы и пассажирские вагоны вышеназванных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вокзалах установили мраморные бюсты императора Николая Павловича (они были убраны после 1917 года).

Через год приказом министра путей сообщения от 9 июля (по старому стилю) 1896 года в честь дня рождения императора Николая I устанавливалось ежегодное празднование всеми центральными и местными учреждениями, заведовавшими железными дорогами в России. Вот она, дата отсчёта всероссийского праздника железнодорожников - 25 июня 1896 года. Уже 111 лет ему!

 

Кстати, это был первый профессиональный праздник транспортников не только в нашей стране, но и в Европе.

В тот день, 111 лет назад, занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях не было. На крупных станциях и вокзалах устраивались благодарственные молебны. Особенно торжественно прошло богослужение на набережной Фонтанки, дом 117, где тогда располагалось Министерство путей сообщения.

 

Перед началом молебна настоятель церкви Института инженеров путей сообщения протоиерей Го-родцов обратился к присутствующим с пастырским словом. Он подчеркнул важность «установления всероссийского празднества по всему ведомству железных дорог».

Выделил роль и значение собравшихся «представителей великого всероссийского железнодорожного дела, ответственных за тот рост и за то преуспеяние, которого достигли железные дороги в истекшее столетие...».

 

И завершил протоиерей своё слово так: «Всякому служению должно предшествовать знание, соединённое с любовию к своему делу. Чем больше любви и понимания дела, тем оно лучше и успешнее совершается...».

Столичное торжество завершилось праздничным обедом в Павловске, на Царскосельской дороге. Министр князь Михаил Хилков по поручению Николая II в тот момент находился на линии Транссиба. Всеми делами временно ведал директор канцелярии министра тайный советник Алексей Ермолов. Именно ему и пришлось держать речь на банкете. Причём начал он с тех самых слов, что так часто потом мы слышали все советские годы: «Наш праздник - это торжество труда!»

совещания рабочих и работниц - стахановцев промышленности и транспорта.

Ряд таких совещаний прошёл в 1935 - 1936 годах в Кремле. На них приглашались со многих дорог лучшие паровозники, путейцы, движенцы, работники заводов транспорта, вагонники, связисты.

 

Такие совещания, кстати, проходили критично, хлёстко и были деловыми по своей сути. Нередко застарелые вопросы тут же решались без волокиты и действенно, что способствовало авторитету таких мероприятий. Именно здесь наряду с конкретными предложениями не раз звучали мысли о Дне железнодорожника как дне максимальных трудовых усилий во славу Родины.

В результате появилось-таки долгожданное постановление за подписью тогдашнего формального главы государства Михаила Калинина: «...Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Лазаря Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приёма железнодорожников руководителями партии и правительства - 30 июля

-          «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза...». Спустя четыре года время отраслевого праздника установили в первый выходной день августа.

Первый в новейшей истории страны День железнодорожника был объявлен всенародным праздником, и подготовка к нему шла по всему Союзу. Но центральными площадками стали два столичных парка

-            имени Горького и Сокольники.

 

В те трудные годы люди особенно много и хорошо пели - у всех на слуху тогда были лирические мелодии композиторов-песенников о родной стране, её столице, светлом будущем, что виделось где-то совсем близко...

После Октябрьской революции о Дне железнодорожника не вспоминали почти 20 лет. Замечательную эту традицию в СССР возродили лишь в 1936 году. И в этот раз праздник тружеников стальных магистралей стал первым профессиональным праздником в Стране Советов.

Центральные партийные органы в те годы задействовали весьма эффективный рычаг идеологического воздействия - всесоюзные

Основное торжество проходило на открытом воздухе, среди цветов в Зелёном театре парка имени Горького, вмещавшем двадцать тысяч зрителей. При входе в парк гостей встречали поднятые «крылья» бутафорских семафоров: путь открыт, празднику - зелёная улица!

 

По сообщениям газет тех лет, около 300 тысяч человек побывали в парке Горького. Практически весь громадный и так любимый тогда парк принадлежал железнодорожникам: после торжественной части здесь веселились допоздна. Парк звенел песнями: в те трудные годы люди особенно много и хорошо пели - у всех на слуху тогда были лирические мелодии композиторов-песенников о родной стране, её столице, светлом будущем, что виделось где-то совсем близко. Весь вечер в аллеях и на набережной Москвы-реки играла музыка, под задорную медь духовых оркестров ноги сами несли в круг танцующих.

 

В последующие годы празднование стало жёстко регламентироваться, какая-то живинка истаяла. Торжественные заседания МПС СССР и ЦК профсоюза железнодорожников обычно проходили в лучших залах столицы. А вот в ЦПКиО имени Горького железнодорожники вернулись только спустя 110 лет после учреждения праздника. Но, может, традиция народных гуляний возродится?

Юлиан Толстов, историк-архивист
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30