Локомотивщик Сергей Титов в свои 90 лет, пройдя дороги войны и мира, до сих пор живёт интересами любимого депо.
"/> Секрет долголетия по-титовски | Красноярский железнодорожник | Газета от 20081114 | 11 полоса
27 мая 2020 18:34

27 мая 2020 18:34

Секрет долголетия по-титовски

раскрыл корреспондент "КЖ" в беседе с ветераном магистрали
Локомотивщик Сергей Титов в свои 90 лет, пройдя дороги войны и мира, до сих пор живёт интересами любимого депо.

раскрыл корреспондент "КЖ" в беседе с ветераном магистрали

Локомотивщик Сергей Титов в свои 90 лет, пройдя дороги войны и мира, до сих пор живёт интересами любимого депо.

 

 Сюда он по-прежнему ходит как на работу. Титов в курсе всех дел магистрали, а в дорожной газете в первую очередь читает материалы о том, как идёт развитие дороги и отрасли. Помогает активистам ветеранской организации.

 - Деповчане - лучший пример перемен на узле и на всей дороге, - считает Сергей Михайлович. - Приходишь в депо и чувствуешь - настал другой век. Настолько оно лучше стало.

 

ВЕТЕРАН, СЫН ВЕТЕРАНА

 Титовы родом из Нижегородской губернии. Сергей Михайлович - сын ветерана Первой мировой. Отец окончил реальное училище, был заведующим механическими мастерскими при волостном сельхозуправлении. Слесарь-лекальщик, он вручную делал конические шестерни, необходимые и на сенокосилке, и в приводе скоростемера. Отец серьёзно заболел на войне, а потому рано умер. И в годы своей московской учёбы, чтобы прожить самому, помочь матери и трём сёстрам, Титов-младший много работал. Из заработка ежемесячно посылал домой деньги - на первом курсе по 140 рублей, к выпуску и по 210. Ночь на выгрузке арбузов 15 рублей стоила. Потом ещё рисовал плакаты.

 В 1941 году Сергей работал помощником машиниста.

 - Приехали как-то в Смоленск, - рассказывает ветеран, - из раздевалки выходим и слышим по радио: началась война... Обслуживали мы тогда плечи до Ржева, Гжатска, Смоленска. Наши поезда с самолётов обстреливали. Бывало, по 7 дней не слезал с паровоза. Проработали так с мая по август. А 20 августа вызвал начальник депо Вязьма и сказал: поезжайте учиться. Только пришли в военкомат вставать на учёт (нас через 10 дней должны были мобилизовать на фронт), а тут вышел указ о выделении брони для студентов-железнодорожников. Днём учился и работал на токарном станке, а по ночам дежурил на крышах, бомбы-"зажигалки" тушил. Перед ноябрём, когда Гитлер подходил к Москве, нас посадили на поезд и эвакуировали в Томск.

 

ОТ ЗИМЫ ДО ЕНИСЕЯ

 У Титова два высших образования: дипломы Московского электромеханического института им. Дзержинского и Всесоюзного заочного института железнодорожного транспорта.

 После войны железнодорожная судьба занесла его в Сибирь. Был деповским мастером в Нижнеудинске, вырос до начальника локомотивного депо Зима Восточно-Сибирской дороги, затем четыре года руководил этим депо. За активное участие в электрификации магистрали получил знак "Почётный железнодорожник".

 Приказом Бориса Саламбекова от 10 октября 1961 года Титова перевели в Красноярск.

 Качество работы депо оценивалось тогда по тому, сколько подвижного состава находится в строю. Когда Титов принял дела, два пути в депо были забиты "больными" электровозами (100 с лишним машин). И французскими, и нашими. А возле конторы стояли 40 двухосных вагонов, в которых жили локомотивные бригады.

 - Посмотрел - жуть взяла: как можно работать в таких условиях?!

 А когда он передавал депо, в ремонте остались только электровозы, нуждающиеся в смене трансформаторов (которые надо было из Франции везти). При нём для локомотивщиков дом построили - на углу ул. Робеспьера у завода комбайнов, а жилые вагончики из депо убрали сразу.

 Следующей ступенькой стала должность главного инженера Красноярского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. В ней он проработал 13 лет.

 

КРЕПКИЙ ТЫЛ

 Редко бывает, чтобы после десятилетий руководящей работы человек вернулся в ряды рабочего класса. А Титов вернулся. В 1986 году он на ногах перенёс инфаркт. Приступ случился на даче, вечером Сергей Михайлович сам приехал в город, поставил машину, зашёл в дом и только потом вызвал "скорую"... Восстанавливался самостоятельно: упражнения, закаливание, дыхательная гимнастика. А после выхода на пенсию в 1987 году пошёл работать столяром. И только через десять лет окончательно ушёл на заслуженный отдых.

 - Серёжа берётся за всякую работу. И по дому, и на даче, - рассказывает жена Маргарита Павловна. - И машину, и телевизор может починить; до прошлого года автомобиль самостоятельно водил.

 У нашего долгожителя крепкие тылы: помимо любящей супруги, 3 дочери, 4 внука, 6 правнуков.

 - Дети нам хлопот не доставляли: ни хулиганств, ни двоек. В школу на разборы нас никогда не вызывали. Все успешно окончили вузы, но до сих пор за советами к родителям приходят.

 Железнодорожной династии у Титовых не сложилось, но Сергей Михайлович относится к этому философски: каждый человек волен выбирать свой путь. Две дочери окончили технологический институт, третья - музыкальное училище, преподаёт в школе искусств. Правнуки внукам не уступают, а в чём-то пошли ещё дальше. Особенно дед выделяет правнучку Юлию: "Ну дедов характер!" Девушка выбрала профессию врача, открыла частную клинику.

На вопрос о секретах долголетия Титов отвечает так. По наследству от родителей ему достались спокойный характер и уравновешенность. Кроме того, он не чурался никакой работы, но и не переоценивал своих сил. И ещё: на работе и в жизни нужно быть перфекционистом, считает долгожитель, то есть надо стремиться делать всё как можно лучше.

Надежда Морозова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31