25 мая 2020 17:26

25 мая 2020 17:26

Три баяна с фортепиано

Когда в середине семидесятых годов прошлого века школьный учитель Иван Прядун пришёл работать на дорогу, он и не предполагал, что его «транспорт6 ный роман» затянется так надолго. Сейчас Иван Иванович 6 самый опытный железнодорожник станции Бугач и один из старожилов красноярского локо6 мотивного депо. В этом году исполнилось тридцать лет с момента, когда он впервые сел в кабину тепловоза.

Когда в середине семидесятых годов прошлого века школьный учитель Иван Прядун пришёл работать на дорогу, он и не предполагал, что его «транспортный роман» затянется так надолго. Сейчас Иван Иванович - самый опытный железнодорожник станции Бугач и один из старожилов красноярского локомотивного депо. В этом году исполнилось тридцать лет с момента, когда он впервые сел в кабину тепловоза.

 

ШАХМАТНЫЙ КОНЬ СТАНЦИОННОГО РАЗЪЕЗДА...
Большинству непосвящённых тепловоз представляется неким анахронизмом былых лет. Маленький, тихоходный и дымит почти как заправский паровоз...
Тепловоз можно сравнить с шахматным конём. Это «фигура» ближнего боя. За пределы станции он выезжает редко. Зато в своих «владениях», как и шахматный конь, тепловоз пройдёт везде, в том числе и там, где не пройти электропоезду. Так он и катается круглые сутки - от станции везёт вагоны на заводы и предприятия, формирует составы на разъездах, подаёт цистерны и платформы. Одним словом, рабочая лошадка.


От станции Бугач подъездные пути ведут к более чем двадцати предприятиям. Среди них-телевизорный завод и ОАО «Красноярский хлеб». Каждую из этих дорог Иван Прядун может пройти с закрытыми глазами. Он работал на многих станциях Красноярского узла, однако самой любимой уже двадцать с лишним лет остаётся Бугач.
- Я подсчитывал - больше двух тысяч смен отработал на дороге, - рассказывает Иван Иванович. -Самые трудные - конечно, ночные, когда идёт основная отправка грузовых вагонов. Самые опасные - утром. Стелется туман, плохая видимость, приходится подавать предупредительный сигнал - уж очень у нас народ любить «шастать» по путям. К счастью, за все годы службы удалось не допустить ни одной аварии.


Смена, когда мы беседовали с Иваном Ивановичем, имела энтомологический уклон - одна за другой в открытое окно тепловоза залетали бабочки. Иван Иванович удивляется: что их привлекает в его стареньком ТЭМ-18Д?

 

БЕЛЫХ КЛАВИШ БОЛЬШЕ ВСЕГДА
День у машиниста напряжённый, разговаривать приходится в кабине тепловоза:
- А как изменилась ваша работа за эти годы, Иван Иванович?
- Суть осталась неизменной, а вот детали, естественно, менялись. Самым напряжённым периодом был конец восьмидесятых -пик грузовых перевозок, когда на Бугаче не хватало одного тепловоза и добавили второй.
Свой тепловоз машинист давно знает наизусть, мелкий ремонт делает сам. Внутри кабины можно заметить некоторые «придумки», созданные самостоятельно. Хотя по образованию Иван Иванович совсем не технарь. Он окончил народный университет в Москве. Факультет - музыкальный, специальность-баян.


Любовь к музыке сохранил на всю жизнь и воодушевил всю семью. Жена и сын (кстати, оба железнодорожники) тоже окончили музыкальную школу по классу баяна, а вот дочь несколько отошла от семейных традиций - играет на фортепиано. Можно создавать семейный квартет.
До сих пор машинист играет в оркестре локомотивного депо.
- Иногда приходилось ради репетиций и концертов подменяться на работе, - вспоминает оркестрант-любитель. - Подобных комбинаций не проделывал даже ради собственного дня рождения, а он у меня - первого января.


- А часто приходится работать в Новый год?
- Случается. Зато дома сразу двойная порция подарков ждёт -тоже плюс. Да и что зимой дома делать? Несмотря на то, что я был «зимним ребёнком», больше люблю лето.
За окнами в это время пошёл дождик. «ТЭМка» покатила пустые вагоны на радиозавод. В наступившем сумраке стало видно, как капли разбиваются о стекло кабины управления и как в вечернем воздухе там и тут вдруг возникают шёлковые белые всполохи -бабочки.

 

 

ЦАРИЦА ГОРКИ

Село Кокорское находится в Алтайском крае, недалеко от Бийска. Здесь проходит железнодорожная ветка Барнаул 6 Бийск. Пятьдесят лет назад в семье путевого обходчика родилась девочка. Родители загадали, что дочь продолжит семейную династию транспортников. И не ошиблись. Людмила окончила Барнаульское железнодорожное училище. Вслед за мужем уехала в соседний Красноярский край, в Зыково.


Строения на станции Красноярск-Восточный тянутся вдоль стальной магистрали чуть ли не на десять километров. Рядовые пассажиры, которые едут в электричках на дачи в восточном направлении, зачастую и не подозревают о существовании такой станции - для них она скрыта под чередой псевдонимов - «Остановка 4222 км», «4227 км» и тому подобное.
На одном из этих «км» на горке и работает уже более тридцати лет наша героиня. Выходя на вечернюю смену, Людмила Козменко ещё не знала, что к профессиональному празднику приказом президента ОАО «РЖД» её наградили знаком «Почётный железнодорожник».

 

Право первым сообщить эту, без сомнения, приятную новость выпало корреспонденту «КЖ»:
- Не подскажете, как найти дежурную по станции Людмилу Козменко? Мне показывают на темноволосую, красивую, чуть смугловатую женщину.
Узнав о том, что она теперь почётный железнодорожник, дежурная немного смущается. Зато коллеги с разных сторон в один голос говорят, что давно пора было её наградить - мало кто ещё работает на этой станции с самого момента её основания. «В Сибири хвастаться не принято, оттого и стесняются люди о себе рассказывать», - говорит кто-то из присутствующих.
Наш разговор происходит в диспетчерской, на третьем этаже здания станции. С одной стороны видны дачные выселки Зыково, с другой - в закате дымится смог близкого мегаполиса. Наш разговор постоянно прерывается звонками с путей и поступающей информацией о проходящих поездах. В диспетчерской царит динамичная, но не напряжённая атмосфера, напоминающая романы Хейли - вот про что бы сериалы снимать.

- Выросла на железной дороге и с детства знала, что буду работать на транспорте, - говорит Людмила Дмитриевна. У меня и в трудовой книжке единственная запись. Станция Красноярск-Восточный создавалась на моих глазах. Тогда, в середине семидесятых, я только ещё приехала в Красноярск. Строилась станция долго, и получилось так, что её возведение совпало с рождением и взрослением двух моих сыновей. Несмотря на то, что один из них стал учителем, а второй - журналистом, оба до сих пор интересуются дорогой, много знают про неё. По традиции, День железнодорожника отмечаем всей семьёй.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31