Наш корреспондент побывал на Стрелке и, не будучи специалистом в сфере современного художественного творчества, дал более чем резкую оценку увиденного в своём материале "Какие лодки? И где тут паровозы?" ("КЖ" №36 за 12 сентября), допустив также ряд необоснованных выпадов в адрес автора. По заданию редакции корреспондент "КЖ", находившаяся в столичной командировке, встретилась с художником в его студии.
"/> Владимир Опара: История лодок и паровозов | Красноярский железнодорожник | Газета от 20081107 | 12 полоса
02 июня 2020 14:39

02 июня 2020 14:39

Владимир Опара: История лодок и паровозов

В августе этого года в Красноярском музейном центре прошла выставка работ известного московского художника Владимира Опары "Лодки и паровозы".
Наш корреспондент побывал на Стрелке и, не будучи специалистом в сфере современного художественного творчества, дал более чем резкую оценку увиденного в своём материале "Какие лодки? И где тут паровозы?" ("КЖ" №36 за 12 сентября), допустив также ряд необоснованных выпадов в адрес автора. По заданию редакции корреспондент "КЖ", находившаяся в столичной командировке, встретилась с художником в его студии.

В августе этого года в Красноярском музейном центре прошла выставка работ известного московского художника Владимира Опары "Лодки и паровозы".

Наш корреспондент побывал на Стрелке и, не будучи специалистом в сфере современного художественного творчества, дал более чем резкую оценку увиденного в своём материале "Какие лодки? И где тут паровозы?" ("КЖ" №36 за 12 сентября), допустив также ряд необоснованных выпадов в адрес автора. По заданию редакции корреспондент "КЖ", находившаяся в столичной командировке, встретилась с художником в его студии.

 

- Владимир Алексеевич, вы как представитель творческого направления, применяющего в искусстве экспериментальные технологии, конечно же, закладывали в своей красноярской инсталляции не такие простые и буквальные смыслы, которые кто-то ожидал увидеть, ориентируясь на её название - "Лодки и паровозы"...

 - На мой взгляд, современное искусство призвано быть прежде всего высокодуховным. Оно должно нести позитивную энергию, затрагивать душу, а вот абстракционизм это или сюрреализм, есть там новые технологии или нет - дело второе. Я за использование в творческих работах новейших и компьютерных технологий.

 В русском языке есть слово "безобразный". Оно означает "отсутствие образа". Так вот, искусство не должно быть без-Образным. Человек живёт, чувствует, радуется всему, что его окружает, - облакам на небе, поверхности синючего озера, странным узорам на домах в рыбачьей слободе, напоминающим лодки. И эти образы причудливо перекликаются в его сознании. История лодок и паровозов, показанная в инсталляции, составленной из плоских и объёмных листов, как раз и ориентирована на такое вот образное, художественное восприятие.

 

 - Очевидно, наш корреспондент оказался не готов к восприятию ряда направлений в современном изобразительном искусстве...

 - Если ваш корреспондент не имеет представления о современных художественных течениях и направлениях, не ориентируется во всём многообразии современного искусства, то честнее было бы написать: не понравилось, ничего не понял, но вы сходите, посмотрите и сами сделайте выводы.

 Журналист, я убеждён в этом, должен хотя бы в общих чертах ориентироваться в тех явлениях, в тех областях культуры, о которых он пишет, обращаться к мнениям экспертов и не быть безапелляционным в оценках. К тому же не так часто художники обращаются к теме железных дорог. И для специализированной газеты о железнодорожном транспорте, для её читателей такая выставка - хороший повод поговорить не просто о железной дороге, а об её поэтике.

 

 - В ваших графических орнаментах, представленных на красноярской выставке, можно увидеть знаки, напоминающие нам о транспорте: аббревиатуры подразделений железной дороги, шлагбаумы... Там действительно возникает некое "ощущение паровозной тяги". Интересно, как родилась идея такого проекта и откуда его название?

 - В июне 2006 года после выставки в Хельсинки (то была уже 7-я выставка общества русских художников "Триада" в Финляндии) мы отправились на своей машине через Швецию и Данию в Германию, в Ханн Мюнден, к скульптору Эккахарду Бушону.

 Ханн Мюнден - замечательный средневековый город, который поразил нас своей размеренной жизнью и покоем. Он расположен на слиянии рек Fulda, Werra и Wesser среди гор, покрытых вековыми лесами, среди замков и монастырей.

 Но наибольшее впечатление на меня там произвёл выставочный зал Packhof и его история. Расположенный на слиянии трёх рек город зарабатывал деньги, перегружая товары из одних лодок в другие, распаковывая и переупаковывая их. Дело было выгодное, поток товаров возрастал. Но когда построили новое здание для переупаковки (огромное по тем временам), это событие совпало с появлением паровозов и быстрым развитием железных дорог.

 Какое-то время шла борьба между водными путями и железнодорожными, между лодками и паровозами. Паровозы оказались мощнее, а их работа эффективнее. Таким образом, здание для переупаковки товаров осталось не у дел и в конечном итоге стало большим выставочным залом в самом центре Германии.

 То есть в битве между лодками и паровозами, можно сказать, победили художники.

 А после возвращения из Германии, в июле - августе этого же года, мы работали в Доме творчества в Переславле-Залесском, старинном русском городе, изумительно красивом, расположенном на берегу озера Плещеево, где Пётр I построил свою первую флотилию.

 Монастыри, Рыбачья слобода, лодки, старинный промысел, знаменитая царская селёдка. И опять паровозы! Дело в том, что вокруг озера торф, и в своё время, в первые годы советской власти и трудные послевоенные, торф использовался как топливо. Для чего была проложена достаточно разветвлённая узкоколейная железная дорога.

 Две истории соединились, и возникла тема. Была создана серия работ на бумаге - плоских и объёмных, всего 72 части, - из которых собираются композиции. В июне 2007 года часть этого проекта я показал на выставке в Ханн Мюндене, в выставочном зале Packhof. В ноябре 2007 года проект "Лодки и паровозы" был представлен в Московском выставочном зале "Галерея А3".

 

 - В Красноярске были эти же работы?

 - Не совсем. Зная о том, что состоится выставка в Красноярском музейном центре, я создал ещё 28 листов специально для неё. В листах 2008 года появляются темы лодок и паровозов из сибирского периода моей жизни.

 Детство я провёл на Алтае, на реке Чумыш, по которой сплавляли лес. Оно тоже было связано с лодками и ловлей рыбы (причём не для удовольствия, а для того, чтобы обеспечить себя едой). А каждое лето через всю страну мы с мамой ехали на Кавказ к бабушке. Эти яркие детские впечатления и легли в основу листов, написанных для красноярской выставки. Таким образом, на сегодняшний день серия "Лодки и паровозы" состоит из 100 частей.

 В сентябре 2009 года в Москве состоится моя персональная выставка, и часть листов, написанных для красноярской экспозиции, будет в неё включена. Кстати, там используются и мои тексты, и тексты из Библии.

 - Это знаки, известные только вам?

 - Всем, кто может чувствовать, кто обладает художественным сознанием. Посмотрите на железную дорогу, на вагоны, платформы, контейнеры - на них знаки, надписи, сделанные мелом. На первый взгляд, написано что попало: какие-то цифры, буквы. Для железнодорожников они имеют свои смыслы и значения, но для нас это просто аллюзии и намёки на то, что есть некий гипертекст, который можно читать и понимать. И мы понимаем его - понимаем на уровне ощущений.

 Именно на этом уровне мы познаём новый язык другой системы. Именно на этом уровне нам открывается поэтика лодок и паровозов.

 

От редакции.

 Редакция "КЖ" приносит Владимиру Опаре извинения за общий тон высказываний в его адрес и необоснованные оценочные суждения о его творчестве, прозвучавшие в материале нашего автора "Какие лодки? И где тут паровозы?".

 

ДОСЬЕ "КЖ"

Владимир Опара - член Московского союза художников, заведующий отделом "Мультимедиа" и член научно-художественного совета Московского выставочного зала "Галерея А3" Управления культуры Центрального округа Москвы, создатель и руководитель программы для творческой молодёжи ARTFOR.

Произведения В.А. Опары имеются в собраниях государственной Третьяковской галереи, государственного Русского музея (Санкт-Петербург), московского Музея современного искусства, Музея кино (Москва), государственного Новосибирского художественного музея, Красноярского музейного центра, а также в частных собраниях в России, Германии, Франции, Норвегии, Финляндии, Японии, США.

Подробнее с автором и его работами (в том числе проектом "Лодки и паровозы") можно познакомиться на сайте www.opara.ru.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30