26 мая 2020 13:34

26 мая 2020 13:34

Жил-был художник один

Знаменитый на весь мир Нико Пиросмани работал на железной дороге обычным кондуктором.
Считается, что именно этот грузинский художник стал основателем одного из влиятельнейших течений современного искусства - примитивизма. И в то же время многие ценители живописи твёрдо уверены в том, что рисовать Пиросмани толком не умел. Более того, сам Пиросмани тоже так думал.

Знаменитый на весь мир Нико Пиросмани работал на железной дороге обычным кондуктором.

Считается, что именно этот грузинский художник стал основателем одного из влиятельнейших течений современного искусства - примитивизма. И в то же время многие ценители живописи твёрдо уверены в том, что рисовать Пиросмани толком не умел. Более того, сам Пиросмани тоже так думал.

 

СОКРАЩЁННАЯ ФАМИЛИЯ

 О жизни его мы до сих пор знаем очень немного - даже дата рождения известна лишь приблизительно. Однако установлено, что Николай Пиросманашвили появился на свет в горной Кахетии - в посёлке Мирзаани на границе Грузии и Азербайджана.

 В этом населённом пункте проживало тогда менее тысячи человек всевозможных национальностей и вероисповеданий: грузины, армяне, турки, русские... Неудивительно, что будущий художник уже в детстве знал несколько языков. Это, впрочем, осталось чуть ли не единственным его успехом на поприще образования.

 Для разноязычных обитателей Мирзаани грузинская фамилия "Пиросманашвили" звучала очень длинно. Поэтому в быту её обычно урезали до Пиросмани. Так художник называл себя даже в официальных документах. И полным именем (Николай Асланович) он тоже никогда не подписывался, всю жизнь предпочитая детскую уменьшительную форму Нико.

 Пиросманашвили были обычной крестьянской семьёй, весьма небогатой. К тому же вскоре после рождения младшего сына Нико глава семейства заболел туберкулёзом и скоропостижно умер. Так что детство и юность мальчик провёл на попечении своих старших сестёр. Несмотря на то, что он скоро выучился читать и писать, в семье всё же считалось, что Нико немного не от мира сего. На блистательную карьеру с подобным диагнозом он вряд ли мог рассчитывать, потому был отдан в пастухи.

 Гоняя горных коз по кавказским склонам, Пиросмани заработал однажды жесточайшую пневмонию и вполне мог повторить участь своего отца, если бы родственники не вернули его в город и не устроили работать на недавно проведённую Закавказскую железную дорогу.

 

КОНДУКТОР И ХОЛСТЫ

 Нико был принят на должность тормозного кондуктора товарных поездов. При поступлении на работу он обратил на себя внимание всей железнодорожной канцелярии, поскольку шесть раз переписывал служебную расписку о вступлении в должность.

 Официальные тексты ему никогда не давались. Наваял он в итоге следующее: "Подписка. Даю сию управлению Закавказской железной дороги в том, что я получил относящуюся до моей обязанности инструкцию, причём мне разъяснены все пункты оной, которые я понимаю, и обязуюсь в точности выполнять все изложенные в ней правила. Также обязуюсь подчиняться денежным взысканиям по службе, которые будут наложены на меня начальством железной дороги". После чего был благополучно принят в ряды железнодорожников. Шёл 1890 год.

 Кондуктором Пиросмани оказался неважным. Первое денежное взыскание его ожидало уже на второй день работы. С формулировкой "За неисполнение приказаний дежурного" с работника Пиросманашвили сняли три рубля. Всего таких взысканий у него набралось несколько десятков.

 Николай, впрочем, не сильно огорчался. Гораздо больше внимания в те годы он уделял своим первым живописным опытам.

 О теории рисования Нико имел весьма слабое понятие и потому творил как мог. Он не знал, как правильно загрунтовать и укрепить холст, а потому использовал вместо него всё, что попадалось под руку: картон и даже жестяные листы.

 Денег на краски тоже не всегда хватало, и Пиросмани учился готовить их сам. Свои работы он поначалу не выставлял. На заказ рисовал вывески магазинов и рекламу.

 Среди натурщиков для его первых портретов много железнодорожников. Это друг и коллега художника Михаил Метехели, двое безымянных железнодорожных рабочих, начальник Пиросмани Давид Киприани, который остался в истории только благодаря своему подчинённому.

 

МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ

 Местные специалисты не воспринимали всерьёз "мазню" Пиросмани, считая её примитивной. Гораздо больше поклонников у художника обнаружилось среди простого народа.

 Жителям Тифлиса яркие краски и бытовые сюжеты Пиросмани были гораздо ближе официальной светской живописи. Неожиданно для самого художника его произведения стали покупать. Он открыл мастерскую кустарной живописи, но больших денег она ему не приносила.

 Разочаровавшись в карьере бизнесмена, Пиросмани продал здание и всё оборудование мастерской, а вырученными деньгами распорядился весьма неэкономно - скупил все цветы в городе и подарил их любимой женщине.

 К сожалению, любовь Пиросмани была безответной, и сердце его дамы осталось холодным. Однако в памяти тифлисцев его поступок остался навсегда. О цветочных букетах, занявших двор целого дома, вспоминают до сих пор. Известный пугачёвский хит "Миллион алых роз" написан по мотивам этой истории.

Художник умер в революционном 1918 году почти никому не известным и нищим. Мировая слава настигла Пиросмани лишь после смерти, когда в мире появилось много самодеятельных художников, пишущих так же, как он - не по правилам, но ярко и искренне.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31