В редакцию позвонил наш постоянный читатель Георгий Лобанов со станции Боготол, путеец с 40-летним стажем: "Позвольте внести необходимые уточнения по поводу реконструкции костюма путевого обходчика, о которой вы рассказали в статье "Как мы историю примеряли"... К этому звонку мы были готовы.
"/> Форма и содержание: время погон | Красноярский железнодорожник | Газета от 20081017 | 15 полоса
05 августа 2020 22:39

05 августа 2020 22:39

Форма и содержание: время погон

В этот раз мы решили объединить тему будущего памятника труженику Красноярской магистрали и наши традиционные исторические "раскопки".
В редакцию позвонил наш постоянный читатель Георгий Лобанов со станции Боготол, путеец с 40-летним стажем: "Позвольте внести необходимые уточнения по поводу реконструкции костюма путевого обходчика, о которой вы рассказали в статье "Как мы историю примеряли"... К этому звонку мы были готовы.

В этот раз мы решили объединить тему будущего памятника труженику Красноярской магистрали и наши традиционные исторические "раскопки".

В редакцию позвонил наш постоянный читатель Георгий Лобанов со станции Боготол, путеец с 40-летним стажем: "Позвольте внести необходимые уточнения по поводу реконструкции костюма путевого обходчика, о которой вы рассказали в статье "Как мы историю примеряли"... К этому звонку мы были готовы.

 

 Георгий Павлович перво-наперво заметил, что обходчик не может быть так молод, как наш помощник Антон: на эту должность назначали опытного человека, проработавшего не менее трёх лет рабочим пути. У нашего железнодорожника могла быть такая шинель, как на Антоне, но на работу он ходил, как правило, в рабочей одежде, а шинель - всё-таки парадный элемент обмундирования. И в-третьих, главными инструментами обходчика были большой костыльный молоток и гаечный ключ, а не дексель.

 Мы объяснили уважаемому ветерану, что в музее истории КрасЖД, увы, далеко не так много железнодорожных инструментов и предметов антуража, чтобы на все 100% реконструировать облик представителя профессии, да ещё и конкретного периода.

 

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

 Более точную информацию о служебной одежде железнодорожников мы нашли в большом исследовании Марии Балтрашевич "Железнодорожный форменный костюм", изданном в Москве по заказу ОАО "РЖД" в 2005 году.

 В обмундировании железнодорожников рассматриваемого нами периода (1943 - 1955 гг.) была отражена реальность Великой Отечественной войны - как и на форме военных, у тружеников МПС появились в эти годы погоны и даже своеобразная "табель о рангах".

 В МПС в 1943-м были введены персональные звания, созвучные с военными. Такие, например, как генерал-директор или генерал-директор путей сообщения 1 и 2 ранга и служб - от 1 до 3 ранга (для высшего командного состава); существовали директора-полковники и подполковники (старший начсостав); средний начсостав образовывали инженеры (майоры, капитаны, лейтенанты), младший - техники (по рангам, а также старший и старший бригадный); у рядового и гражданского состава дорог званий не было, они именовались работниками железнодорожного транспорта. У каждой табельной категорий появилась своя форма.

 В приказе №711Ц от 13 сентября 1943 года нарком путей сообщения Лазарь Каганович указывал: "Введение на железнодорожном транспорте персональных званий, новых знаков различия и форменного обмундирования является новым, ярким проявлением заботы Партии и Правительства и лично тов. Сталина о железнодорожном транспорте и железнодорожниках".

 Ношение формы считалось почётным. В 1945 году в циркуляре железнодорожного наркома Ивана Ковалёва говорилось: "Железнодорожнику воспрещается находиться на службе, на улице и в общественном месте (театр, кино и пр.) в неопрятном виде или в неисправном обмундировании".

 

КУБАНКА И КОРТИК

 Но вернёмся к нашему обходчику. На голове он должен был носить фуражку с эмблемкой - молотом и французским ключом, зимой - кубанку из мерлушки, или овчины, или искусственного меха чёрного цвета. Всем был положен парадный мундир. У рядового состава он шился из тёмно-синего сукна, однобортный, с обрезной юбкой, застёгивался на крючки. По центру борта располагалась пятёрка пуговиц. Воротник-стойку украшали суконные петлицы. Кантов и прочих нашивок, в отличие от желдорофицеров, самым младшим чинам на брюках не полагалось. Костюм застёгивался поясным ремнём с бляхой, на которой также изображались в перекрестье ключ и молоток.

 Погоны высший, старший и средний состав носили по образцу военных, а вот для железнодорожных служащих младших чинов погоны делались из приборного чёрного сукна и были составными: от воротника узкий прямоугольник, расширявшийся к плечу поперечным ромбом. На погонах серебряными галунами отображалось звание. Так, техник первого ранга имел на погоне две нашивки, а вот нашему обходчику нашивок уже не полагалось. В верхней части погона была металлическая пуговица с эмблемой. У движенцев на пуговице был светофор, строители имели мост, вагонники - вагон, локомотивщики - паровоз, связисты - перекрестье молний и т.д.

А вот любопытная деталь из амуниции командиров: железнодорожному начальству по случаю парада полагалось носить даже кортик наподобие военно-морского!

Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31