25 мая 2020 17:19

25 мая 2020 17:19

Виктор Гордиенко: Не только cохранить, но и приумножить

Профсоюз подводит итоги минувшей пятилетки. Выступление председателя дорпрофжела посвящено юбилею ОАО "РЖД".

Профсоюз подводит итоги минувшей пятилетки. Выступление председателя дорпрофжела посвящено юбилею ОАО "РЖД".

 

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА СОХРАНЕНИЕ ОСНОВ

 - После того как Россия перешла на рельсы рыночной экономики, изменились функции и задачи профессиональных союзов. Из органа, распределяющего путёвки, квартиры, определяющего, сколько и кому платят по больничному листку, профсоюз стал, по сути, единственной общественной структурой, отстаивающей социально-экономические интересы трудящихся. Эту основную задачу он осуществляет через отраслевое тарифное соглашение (ОТС) и колдоговоры.

 Преобразование отрасли не могло не затронуть жизненно важные интересы многотысячных трудовых коллективов. Вот почему Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, осознавая объективную неизбежность структурной реформы, с первых дней включился в работу с целью придать преобразованиям социальную направленность, повысить уровень защищённости железнодорожников в условиях рыночной экономики.

 Позиция профсоюза была поддержана руководством и коллегией МПС России, одобрена на парламентских слушаниях депутатами Госдумы и Федерального собрания. Большинство требований профсоюза были учтены. Сначала - в принятой правительством РФ "Программе структурной реформы федерального железнодорожного транспорта", затем - во вступивших в силу основных законах, обеспечивающих правовую основу реформирования. Таким образом, социальную сферу удалось сохранить.

 А для того чтобы не потерять ни одной социальной льготы и гарантии ОТС, по инициативе профсоюза (совместно с МПС) было принято решение продлить отраслевое тарифное соглашение на 2004 год.

 Таким образом, в сложный переходный период ЦК профсоюза создал реально работающий механизм защиты интересов и прав тружеников.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС

 - Другой формой социальной работы является совместное участие руководителей дороги и профработников в проведении конференций в структурных подразделениях и на отделениях. Мероприятия утверждаются совместным распоряжением начальника дороги и председателя дорпрофсожа, за их выполнением следит инспекция по контролю исполнения при начальнике дороги. Это позволяет не только снимать острые проблемы, накопившиеся в коллективах, но и решать другие конкретные социальные задачи в структурных подразделениях сверх обязательств, предусмотренных в колдоговоре.

 Приоритетной составляющей социально-экономической защиты членов профсоюза является заработная плата, её реальный рост. К сожалению, в 2007 году среди 20 ведущих отраслей края по итогам года железнодорожники заняли 9 место, а в декабре оказались даже на 13-м.

 В апреле состоялся шестой пленум ЦК профсоюза по данному вопросу. В докладе председателя Роспрофжела Н. Никифорова был дан анализ состояния дел с оплатой труда железнодорожников, констатировалось снижение конкурентоспособности железнодорожной профессии на региональных рынках труда. Пленум придал дополнительный импульс принятию руководством РЖД конкретных мер по повышению размера заработной платы. С 1 июля проведена дополнительная, внеплановая индексация на 10%. Приняты положения о региональной надбавке, выплате работникам ОАО "РЖД" единовременного вознаграждения за преданность компании.

 

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА

 - В связи с реформированием отрасли, созданием дочерних и зависимых обществ, негосударственных учреждений образования и здравоохранения, ФГП "Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте РФ" и других во всех этих структурах заключены коллективные договоры.

 Однако не во всех социальные пакеты для работников и пенсионеров соответствуют уровню коллективного договора ОАО "РЖД". Перед дорпрофсожем совместно с Роспрофжелом стоят сейчас задачи, связанные с поиском путей исправления этой ситуации...

 Удалось принять ряд мер в сфере приобретения жилья (постоянно растущего в цене). Так, например, рассрочка платежа за квартиры увеличена с 10 до 15 лет, а ежегодные проценты по ипотечным кредитам уменьшены в несколько раз (для молодых специалистов кредиты вообще стали беспроцентными). Эти и другие меры позволили увеличить платёжеспособность очередников при приобретении жилья до 30 - 35%.

 Кроме того, в 2002 году была разработана и реализована практика получения денежной компенсации за жильё, арендуемое молодыми специалистами. Из 267 молодых специалистов, состоявших в очереди в 2007 году, 41% (110 человек) получили корпоративную поддержку.

 Профсоюзными органами совместно с руководителями структурных подразделений была проведена большая работа по организации ремонта жилья участников Великой Отечественной войны в год 60-летия Победы. Всего отремонтировано 56 квартир, а 89 ветеранам по их просьбе вместо ремонта выделена материальная помощь через дорожную комиссию по социальным вопросам.

 В полном объёме выполнен социальный заказ дороги по торговому обслуживанию на линии, питанию на производстве.

 Большое внимание уделялось работе культурно-спортивных учреждений, выполняющих важные задачи по стабилизации и оздоровлению кадров. Только в 2007 году на 37 линейных станциях проведено 303 концерта, праздника и спортивных соревнования. Всё это было бы невозможно без активного участия первичных профсоюзных организаций. Начиная с 2004 года по инициативе дорпрофсожа проводится круиз по Енисею для победителей отраслевого соревнования.

 Кроме того, следует особо отметить, что дорпрофсож не только активно участвует в решении организационных вопросов по детскому отдыху, но и вносит весомый финансовый вклад в детскую культурно-просветительную и оздоровительную программу.

 Профсоюзы принимают активное участие в активизации мероприятий по охране труда. С 2003-го по 2007 год количество случаев травмирования работников дороги снизилось в 2,2 раза. Затраты на улучшение условий и охраны труда в пересчёте на одного работника увеличены в 1,8 раза и составляют 6731 рубль. Эти мероприятия позволили снизить более чем в два раза число дней нетрудоспособности. Тенденция к дальнейшему снижению уровня травматизма просматривается и в 2008 году.

 

ПРАВО НА ТРУД

 - В период реформирования любой компании часть работников высвобождается. В этих условиях одной из главных задач профсоюза стало обеспечение их правовой защиты и трудоустройства.

 В связи с этим возникло немало вопросов. В правовую инспекцию дорпрофсожа от работников поступило 492 обращения касательно нарушения их прав работодателем. Приходилось вносить поправки не только в принимаемые, но и в принятые уже решения, поскольку сокращения не всегда были оправданы экономически и юридически правомерны. На работе было восстановлено 19 человек, отменено 476 приказов о необоснованном наказании. В общей сложности за эти годы трудящимся доначислено и выплачено по требованию профсоюза свыше 22,5 миллиона рублей (разница в заработной плате, отпускные, материальный ущерб, премии).

 

ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ

 - Необходимо отметить, что в течение последних пяти лет (времени существования ОАО "РЖД") наметилась тенденция к росту рядов членов профсоюза. При этом соблюдается принцип возврата членских взносов через различные формы уставной деятельности: проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, оказание материальной помощи членам профсоюза, обучение профактива и т.п.

 Важным источником формирования профсоюзного бюджета являются целевые поступления (0,3% от фонда оплаты труда работающих). Они выделяются под конкретные дела: проведение культурно-массовых мероприятий, организацию проведения детской оздоровительной кампании, приобретение новогодних подарков, улучшение условий труда железнодорожников...

 К сожалению, членами профсоюза являются пока только 95,2% (46 354 человека) от общего числа работающих. При этом на плечах выборных и штатных профработников (178 человек) лежит огромная организационная и социальная нагрузка.

В преддверии формирования компании "РЖД" у железнодорожников отмечались сомнения по поводу сохранения социальных гарантий, заложенных в существовавшем ОТС и дорожном коллективном договоре, однако опасения были напрасными. Роспрофжел совместно с дорпрофсожами, руководством ОАО "РЖД" сумел не только создать механизм сохранения всех социальных гарантий, но и приумножить их.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31