01 июня 2020 11:19

01 июня 2020 11:19

Транссиб в серебре

Писатель Валерий Привалихин предлагает поставить памятник первопроходцам Транссиба на берегу Енисея.
У Транссиба есть более чем вековое прошлое, у него есть расчерченное транзитными коридорами будущее. А памятника первопроходцам, создавшим транспортную канву, на которой завязаны самые крупные индустриальные проекты XXI века, до сих пор нет.

Писатель Валерий Привалихин предлагает поставить памятник первопроходцам Транссиба на берегу Енисея.

У Транссиба есть более чем вековое прошлое, у него есть расчерченное транзитными коридорами будущее. А памятника первопроходцам, создавшим транспортную канву, на которой завязаны самые крупные индустриальные проекты XXI века, до сих пор нет.

 

 Между тем ещё до революции было решено, что в трёх российских городах - Санкт-Петербурге, Иркутске и Владивостоке - будет установлен памятник Александру III - императору, чьей волей было начато строительство железной дороги через всю Сибирь от Урала до Тихого океана. До октября 1917 года успели открыть петербургский монумент (в 1909 году на площади у Московского вокзала) и иркутский (на набережной Ангары возле областного краеведческого музея).

 Судьба иркутского памятника оказалась трудной: он был разрушен, а потом восстановлен на прежнем месте. Питерский в штормах войн и переворотов уцелел, но был демонтирован и по сей день хранится в Русском музее. Памятник во Владивостоке соорудить не успели. В советское время не было создано ни одного мемориала первопроходцам Транссиба. Однако голоса тех, кто ратовал за эту идею, звучали.

 Один из проектов был предложен сибирским писателем Валерием Привалихиным - автором цикла очерков и рассказов, посвящённых истории освоения Сибири, в том числе и строительству Транссибирской магистрали.

 

 Редакция "КЖ" связалась с прозаиком и журналистом, который сейчас живёт в Туле, и попросила рассказать о его проекте подробнее.

 Оказалось, что ещё в 1995 году к 100-летию станции Тайга он предложил свою идею памятника первопроходцам Транссиба. Но экономический фон для проекта оказался тогда неблагоприятным - средств на строительство не нашлось. Сейчас создан лишь небольшой макет - 8,5 см высотой - из серебра. Как объяснил писатель в телефонном разговоре, "для закрепления авторства".

 - Транссиб называли "романовской дорогой" - так и есть. Александр III подписал указ, с которого началось возведение магистрали. Николай II тоже считал дорогу своим детищем и уделял ей большое внимание. Оба императора лично руководили строительством, что и отражено в моём проекте памятника, - рассказывает Валерий Иванович. - В верхней части символически изображено участие Романовых в создании "позвоночного хребта русского великана". На постаменте - роль тех, чьими руками, умом и инженерным талантом он строился. Иначе было бы несправедливо по отношению к рабочим и инженерам. Памятник, безусловно, должен быть богатым, державным, достойным подвига наших предков, подаривших России и человечеству семитысячевёрстный Транссиб. Конечно, не из серебра, как мой личный, авторский крошечный мини-памятник. Материал для него - мрамор или гранит, бронза, медь или чугун. Высота памятника мне видится от 15 до 20 метров.

А установить монумент автор предлагает к 110-летию Красноярской магистрали, у Енисея - на высоком месте, так, чтобы из любого окна его видели пассажиры проходящих поездов.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30