Этот отечественный классик, в отличие от великого множества литераторов и знаменитостей, которые какое-то время посвятили работе на железной дороге, ни в какие трудовые отношения с ней не вступал, ограничившись ролью пассажира.
"/> Лев Толстой - человек и транспортный узел | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080919 | 15 полоса
31 мая 2020 04:46

31 мая 2020 04:46

Лев Толстой - человек и транспортный узел

В сентябре исполнилось 180 лет со дня рождения "писателя земли русской".
Этот отечественный классик, в отличие от великого множества литераторов и знаменитостей, которые какое-то время посвятили работе на железной дороге, ни в какие трудовые отношения с ней не вступал, ограничившись ролью пассажира.

В сентябре исполнилось 180 лет со дня рождения "писателя земли русской".

Этот отечественный классик, в отличие от великого множества литераторов и знаменитостей, которые какое-то время посвятили работе на железной дороге, ни в какие трудовые отношения с ней не вступал, ограничившись ролью пассажира.

 

 До последних дней жизни Лев Николаевич был искренне уверен, что машинист и кочегар - это одно и то же. Но всё же - и вряд ли кто-то будет это отрицать - Толстой занял заметное место в истории стальных магистралей России.

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ НЕСУРАЗНОСТИ

 В 2002 году французский холдинг SNCF (аналог нашего ОАО "РЖД") проводил опрос, с тем чтобы определить самые известные книги о железной дороге всех времён. Победителями были признаны "Убийство в восточном экспрессе" Агаты Кристи и "Анна Каренина".

 Казалось бы, книга о несчастной любви русской аристократки совершенно не тянет на статус железнодорожного романа - основное действие никак с дорогой не связано. Даже главный дорожный эпизод - гибель Карениной под колёсами поезда, скорее, можно расценить как своеобразную антирекламу паровозной тяге и путевому хозяйству. Но написан-то роман рукой гения...

 Как же выглядела железная дорога в интерпретации Толстого? Специалисты подсчитали, что в тексте романа упоминается восемь поездок на поезде. На эти восемь поездок приходится целых три ЧП, из них два - с человеческими жертвами. В первой же главе под колёсами случайно гибнет путеец. В двадцать девятой Каренина едет по маршруту Москва - Петербург, и в их вагоне происходит размораживание. Наконец, в седьмой части романа сама Каренина попадает под поезд. Причём каким-то неправдоподобным способом - она спускается с платформы, становится на колени и во время движения просовывает голову между колёсами второго вагона.

 После выхода романа некоторые читатели-железнодорожники указывали автору на техническую невозможность совершить суицид таким способом.

 Некий господин Мокрицын даже провёл небольшое расследование. Он вычислил, что, судя по тексту романа, Каренина отправилась в путь с Казанского вокзала и последние минуты своей жизни провела на одной из станций линии Москва - Нижний Новгород. Но ни на одной из них не было деревянной платформы, с которой можно беспрепятственно спуститься и найти место, чтобы встать на колени. Анна Аркадьевна, скорее всего, погибла бы ещё при попытке спуститься к рельсам от удара о подножку вагона, со знанием дела рассуждал Мокрицын.

 Читатели находили и другие несуразности в тексте "Анны Карениной". Например, вагонный тамбур Толстой без всякого стеснения называет сенями, вагоны в составах соединяются цепями, кондуктора в поезде у него не только проверяют билеты, но и занимаются всяческими странными делами - засыпают уголь в топку и даже подметают платформу.

 С другой стороны, писатель верно отразил ряд недостатков. Например, герои романа берут с собой в поездку... фонарики (чтобы можно было читать в вагоне). На этот факт обратил внимание сам министр путей сообщения Константин Посьет. Так что, возможно, именно с подачи Толстого в вагонах появились небольшие и удобные лампы для чтения.

 

КАК ГРАФ К ДОРОГЕ КОСИТЬ ХОДИЛ

 Железная дорога упоминается и в других произведениях писателя. Действие знаменитой "Крейцеровой сонаты" начинается в поезде, несколько сюжетных ходов "Воскресения" также развиваются в вагонах.

 Надо сказать, граф Толстой определённым образом способствовал популярности ветки Тула - Курск. Толстовское имение, знаменитая Ясная Поляна, находилось прямо возле железнодорожной линии, и пассажиры поезда иногда могли из своих окон видеть, как знаменитый писатель косит траву или пашет. Эта особенность была своеобразным фирменным знаком местных поездов. Ходил даже анекдот, будто бы Толстой специально смотрел в расписании, когда идёт поезд, и выходил косить именно в это время.

 К концу жизни Толстого его авторитет в мире был настолько велик, что даже отлучение от церкви (за роман "Воскресение" и общую антиклерикальную позицию) не уменьшило его популярности. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона он был охарактеризован как "великий писатель земли русской".

 В то же время внутренние отношения в семье Льва Николаевича были далеки от идеальных. Писатель объявил свои произведения народным достоянием и разрешил их бесплатную публикацию всем желающим. Его жена и наследники отрицательно отнеслись к такому решению, считая, что таким образом на имени писателя могут наживаться мошенники и проходимцы.

 В доме Толстого постоянно проживало множество народа: гости, "толстовцы", странники и прочий, по мнению домочадцев, сброд. Постоянные разногласия в семье и разлад с супругой привели к тому, что осенью 1910 года в возрасте восьмидесяти двух лет Толстой вместе с наиболее верными последователями решил покинуть дом и отправился в монастырь к своей сестре-монахине. Странствие писателя проходило по железнодорожной линии Тула - Тамбов и продлилось недолго: Лев Николаевич простудился и умер на железнодорожной станции Астапово.

Весть о его смерти потрясла Россию и мир. На короткое время небольшое Астапово стало местом паломничества тысяч человек, ехавших проститься с гением. Вскоре на станции был создан музей писателя, работающий и сейчас. В середине прошлого века станцию переименовали. Ныне это Лев Толстой, узловая станция Юго-Восточной магистрали.

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31