25 мая 2020 18:20

25 мая 2020 18:20

Полосатая жизнь

-­ Мне некогда ждать, Марья Ивановна, ­ работы много. Вы занесёте в компьютер названия неисправных приборов, я их тут в уголочке оставлю?
Такой разговор можно услышать во многих лабораториях ремонтно­технологических участков систем централизации и блокировки между электромехаником и приёмщиком. Только имя человека, который вводит в ПЭВМ данные по сверке, замене и ремонту приборов, может меняться в зависимости от участка дистанции. Скоро всё будет иначе.

-­ Мне некогда ждать, Марья Ивановна, ­ работы много. Вы занесёте в компьютер названия неисправных приборов, я их тут в уголочке оставлю?

Такой разговор можно услышать во многих лабораториях ремонтно­технологических участков систем централизации и блокировки между электромехаником и приёмщиком. Только имя человека, который вводит в ПЭВМ данные по сверке, замене и ремонту приборов, может меняться в зависимости от участка дистанции. Скоро всё будет иначе.

«В ОДНО ЛИЦО»

В службе автоматики и телемеханики существует инструкция ЦШ­720. Значительное число её пунктов при регламентном обслуживании устройств СЦБ в линейно­производственном участке выполняются «в одно лицо». Именно это «лицо» (электромеханик в цехах контрольно­измерительных приборов), производит их учёт, ремонт и проверку. Среднее количество приборов на дистанции ­ около 40 тысяч.

Сегодня основной способ ввода данных ­ ручной. Он неэффективен при учёте значительного объёма обрабатываемой информации, человеческого фактора, нехватки штата ремонтно­технических участков (РТУ) и их загруженности.

Чтобы облегчить труд, в помощь специалистам ремонтно­технических участков Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС) был создан комплекс задач дорожного уровня «Учёт приборов и планирование работы участков РТУ» (КЗ УП­РТУ). Его назначение ­ планирование, оптимизация и контроль исполнения хода работ по замене и ремонту устройств систем централизации и блокировки путём автоматизации процессов.

 

Таким программным комплексом могут воспользоваться старшие механики ремонтно­технических участков, руководитель службы автоматики и телемеханики, линейные механики, бригады комплексной замены.

Данная система базируется на принципе штрихового кодирования. Штрих­код представляет собой чередование тёмных и светлых полос разной ширины. Информацию несёт относительная ширина светлых и тёмных полос и их сочетания, при этом ширина строго определена. Тёмные полосы называют штрихами, а светлые ­ пробелами (промежутками).

 

КОД ДЛИНОЙ 128

Существует много различных типов штрих­кода, однако, для использования в системе идентификации выбран числовой штрих­код типа Code 128, благодаря высокой информационной плотности и стабильной читаемости. (Штриховой код ­ Code 128 является непрерывным двунаправленным контролепригодным кодом переменной длины и позволяет отобразить 128 знаков).

Штриховой код представляет собой уникальный идентификатор приборов в базе данных АСУ Ш­2. Он состоит из 22 знаков (чисел). Первые пять знаков ­  системные, а остальные 18 являются идентификатором прибора. Множество возможных комбинаций  из 18 разрядов составляет 10 в 18­й степени возможных. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что при помощи данного типа штрих­кода можно закодировать идентификатор любого прибора системы централизации и блокировки на сети железных дорог России. Также на нём может содержаться информация о заводе­изготовителе, марке реле и годе выпуска.

 

Он печатается на специальном устройстве ­ принтере штрих­кодов и сканируется сканером штрих­кодов. Обработка отсканированного идентификатора, поиск информации по прибору с этим идентификатором и вывод её на дисплей осуществляются на карманном персональном компьютере  (КПК).

Сейчас есть возможность получать штрих­коды непосредственно в цехах контрольно­измерительных приборов ремонтно­технических участков, но более эффективно формирование штрих­кода происходит на заводе­изготовителе. На данный момент некоторые из них уже начали поставлять приборы с нанесённым штрих­кодом.

 

ЛЁГКИМ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ

Первая часть программного обеспечения, используемого в РТУ с применением штрих­кодирования, организована в КЗ УП­РТУ и выполняет «Обновление версии ПО», «Генерацию, печать и контроль печати штрих­кода устройства» и «Синхронизацию данных между ПК и КПК».

Вторая часть ­ на КПК. На нём можно выполнять ремонт­приёмку, сверку и замену приборов. То есть с помощью КПК можно обеспечить автоматизацию работ электромеханика КИП: при выезде на линию провести замену приборов без журналов; при выходе прибора из ремонта­приёмки можно обеспечить его учёт;  при сверке станции или перегона также нет необходимости пользоваться распечатанными карточками сверки.

 

Представьте себе, что сотрудник выезжает на участок. Перед тем как отправиться, он загружает на КПК файл данных по приборам этого объекта. Информацию о нём он берёт из базы данных автоматизированной системы управления службы автоматики и телемеханики.

По прибытии на место электромеханик подходит к соответствующему стативу. На дисплее карманного персонального компьютера красным выделены те приборы, которые необходимо сверить или заменить.

«Лёгким движением руки» работник сканирует штрих­код с устройства, установленного на сверяемом месте. Если данные соответствуют, то на дисплей выводится вся информация по этому прибору. Также есть возможность изменить данные на КПК при отсутствии штрих­кода вручную.

 

По прибытии на ремонтно­технический участок данные с КПК синхронизируются с ПЭВМ, на котором установлена программа КЗ УП­РТУ. Информация копируется с КПК на ПЭВМ и анализируется с помощью программы УП­РТУ. После анализа и проверки новая информация вносится в базу данных АСУ­Ш­2.

 

РЕЖИМНЫЕ РАБОТЫ

В режиме «ремонт­приёмка» сотрудник, обладающий правами на приёмку отремонтированного оборудования, заполняет экранные формы с данными по принимаемому после ремонта оборудованию и фамилию электромеханика, производившего ремонт. Фиксация отремонтированного прибора производится путём сканирования его штрих­кода.

После подтверждения сотрудником правильности введённой информации данные по отсканированному прибору сохраняются в выходной файл с ключом, которым является значение штрих­кода прибора.

 

В режиме «сверка» проверяется соответствие информации о наличии прибора на станции или перегоне в базе данных АСУ Ш­2 и фактическое наличие данного прибора на объекте, с созданием отчёта по результатам проверки.

В режиме «замена приборов» осуществляется автоматическая фиксация заменяемого и того прибора, на который производится замена, путём сканирования их штрих­кодов. При этом в выходной файл данных заносится вся необходимая информация по результатам замены: даты последних проверок, фамилия сотрудника, проводящего замену, дата замены. В процессе записи данных анализируется соответствие типов заменяемых приборов, даты последних проверок (то есть непросроченность приборов).

 

Если такая система контроля и учёта появится на сети железных дорог России, то электромеханику с самого отдалённого участка не придётся тратить время на работу вручную. «Сверив» белые и чёрные полоски он даст новую «жизнь» приборам системы автоматики и  телемеханики.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31