27 мая 2020 12:18

27 мая 2020 12:18

Когда в степи тесно, или Время собирать камни... в «оваа»

В Шушенском, где Ленин когда­то охотился на зайцев, состоялся очередной фестиваль «Саянское кольцо».
До последнего момента его судьба была под вопросом ­ никак не находились спонсоры. Администрация края и Шушенского района долго согласовывали программу мероприятий. В прошлом году фестиваль так и не состоялся. Многие уже вздыхали: «И в этом году «Кольца» не будет...» Однако всё, как говорится, утряслось, и с пятого по седьмое июля на шушенском стадионе отшумело (или «отШУШумело», как обыгрывали со сцены ведущие) главное культурное событие лета.

В Шушенском, где Ленин когда­то охотился на зайцев, состоялся очередной фестиваль «Саянское кольцо».

 

До последнего момента его судьба была под вопросом ­ никак не находились спонсоры. Администрация края и Шушенского района долго согласовывали программу мероприятий. В прошлом году фестиваль так и не состоялся. Многие уже вздыхали: «И в этом году «Кольца» не будет...» Однако всё, как говорится, утряслось, и с пятого по седьмое июля на шушенском стадионе отшумело (или «отШУШумело», как обыгрывали со сцены ведущие) главное культурное событие лета ­- четвёртый фестиваль мировой музыки «Саянское кольцо».

Столь громкому титулу фестиваль соответствовал в полной мере ­ по вечерам стадион «Урожай» (вместимостью почти в десять тысяч человек) наполнялся до отказа. Концертная программа собрала все лучшие коллективы отечественной этнической музыки впервые за всю историю России. Более того, в Шушенское в этом году приехали исполнители со всех частей света ­ и шотландские рокеры «Mistery Juice», и перуанские индейцы «Инкари», и австралийские гитаристы, и африканец Джеффри Ориембо.

 

БЕРЕСТЯНОЙ БРЕНД

Жизнь на стадионе начинала пульсировать с раннего утра ­ прямо на траве с мастер­классами и лекциями выступали мэтры. Народный артист России тувинец  Конгар­Оол Ондар обучал всех желающих принципам горлового пения, а невдалеке собиратель русского фольклора Сергей Старостин рассказывал о своих научных экспедициях. Руководитель абаканской лаборатории этнических инструментов Пётр Топоев раскрывал перед слушателями историю национальной музыки Сибири. Оказывается, гусли, которые мы считаем русским народным инструментом, на самом деле были изобретены в долине Енисея. Другой необычный факт особенно заинтересовал корреспондентов «КЖ» ­ некоторые свои инструменты хакасский мастер изготавливает из... списанных железнодорожных шпал.

 

В «Городе мастеров» ремесленники со всей Сибири презентовали свои изделия ­ это и выставка, и одновременно небольшой базар. Самый распространённый эпитет здесь ­ «уникальный». Вот ткани из Хакасии ­ у каждой вышивальщицы есть свой фирменный узор (в фольклористике существует даже раздел, посвящённый тканевым узорам, и специалисты­«узороведы» по виду рисунка легко могут определить, в каком посёлке его соткали, и даже назвать имя рукодельницы). Здесь и крупнейший в мире развал шаманских бубнов, и неповторимые хрустальные ожерелья из Якутии ­ с нитки свисают кубики и шарики размером с вишню, и внутри каждого переливается вода, набранная из Лены.

 

Многие вещи, впервые представленные на «Саянском кольце», стали сейчас модными во всём мире. Например, четыре года назад в «город мастеров» курагинские умельцы впервые привезли берестяные кепки. Сейчас их продают мастера по всей России, и даже за рубежом модники любят щегольнуть в лубовой бейсболке ­ мягкой, экологичной и нежаркой.

 

ДИЕЗЫ И БЕМОЛИ

altБлиже к вечеру пробуждалось к жизни главное сооружение на стадионе ­ музыкальная сцена. Вначале выступали исполнители­конкурсанты, затем приглашённые звёзды ­ хэдлайнеры фестиваля. Наконец, ночью зрителей ждала этнодискотека ­ ди­джеи накладывали на народную музыку танцевальные ритмы. Кстати, в этом году вход на все мероприятия «Саянского кольца» был бесплатным.

Объявлены лауреаты первой общесибирской музыкальной премии «Золотая Ирия». Присуждалась она не за выступление, а за творчество в целом, поэтому лауреатами стали уже известные в мире фольклорной музыки коллективы, такие как тувинская «Ят­ха» или алтайский «Алтайкай».

 

Подобная практика в итоге сыграла злую шутку с фестивалем, став его главным минусом (или бемолем, если придерживаться музыкальной терминологии). Потому как, с одной стороны, любители фольклора знают якутский «Айархан», минусинский «Экспромт», тувинский «Алаш». Но всё это коллективы, которые на «Саянском кольце» выступают не в первый раз. А вот ярких новых открытий в этом году в Шушенском не было, и это тревожит. Подобные проблемы «роста» у фестиваля случались и раньше. Например, в 2003 году на «Кольце» было много неярких одинаковых музейно­обрядовых коллективов, в 2004­м сцену заполонили столь же неотличимые друг от друга казацкие хоры. До сих пор такие «перекаты» фестиваль успешно преодолевал.

 

Все недостатки конкурсной программы затмевали вечерние выступления приглашённых гостей, звёзд российской и мировой этники.

Наиболее примечательным оказалось то, что самую интересную музыку представили всё же группы из России. Группа «Ва­та­га» из Карелии исполнила «джем», изобретая композиции прямо на сцене (одна из длинных и мелодичных песен состояла из распевания одного слова ­ «Шушенское»). «Королева» русского фолк­рока Инна Желанная привезла на берега Енисея необычную подборку из народных песен, озвученных в электронных современных аранжировках.

 

Самым же главным явлением фестиваля было первое появление в Шушенском тувинского коллектива «Хуун Хуур Ту». В течение почти десяти лет он является самой популярной этнической отечественной группой за рубежом. Именно с этого коллектива началась широкая популярность в Европе и Америке аутентичных групп Саяно­Алтая ­ «Ят­ха», «Дагдаа», «Алаш», композиции и альбомы которых регулярно возглавляют хит­парады этнической музыки. Альбом «Fly my Sadness» с записью легенды о создании радуги, который «Хуун Хуур Ту» записали с участием болгарского хора «Angelite» и московского исполнителя Сергея Старостина, входит в десятку лучших дисков планеты последнего десятилетия (и является в ней единственным представителем России).

 

Когда в сумерках последнего, третьего, дня фестиваля ведущие объявили выступление «Хуун Хуур Ту», зрители приветствовали группу стоя. В абсолютной тишине десятитысячный стадион слушал негромкую, простую и грустную,  народную музыку.

 

ДУШ ПО­-ШУШЕНСКИ

Главный пульс жизни фестиваля бился всё же не в городе мастеров и даже не на сценической площадке, а в палаточном городке. Корреспонденты «КЖ» не поленились посчитать количество палаток, разбитых в пойме реки Шушь ­ их было более двух сотен. Наверное, это первый случай, когда в просторной степи всем не хватало места.

Сутки напролёт палаточный город представлял собой музыкальную площадку. Вокруг костров репетировали, устраивали концерты, танцевали и просто сидели рядом с гитарами. Самый крупный костёр устроили в последнюю ночь фестиваля. Вокруг него самая знаменитая тувинская шаманка Ай­Чурек Оюн провела обряд камлания.

 

Ещё одна сибирская традиция возродилась на входе в палаточный городок ­ здесь был устроен небольшой каменный курган. У тувинцев и монголов такие каменные горки являются священными и называются «оваа». Считается, что путешественник, который с добрыми мыслями добавит камень в «оваа», успешно преодолеет свой путь. Теперь свой «оваа» есть и в Шушенском, и каждый из гостей фестиваля положил сюда по камешку.

Отдельное слово стоит сказать о жизни туристов. В этом году организаторы фестиваля позаботились обо всём: в городок доставили дрова, привезли воду для умывания, построили лавки для отдыха. В укромном уголке под автомобильным мостом установили даже душевые кабинки. Простой и примечательной оказалась техническая конструкция «шушенского» душа: на мост поставили гигантскую цистерну с водой, от неё провели трубу вниз ­ вот вам и напор.

 

Жители палаточного городка должным образом оценили заботу о своих туристических душах. За всё время фестиваля «палаточники» не срубили на дрова ни одного дерева, а после отъезда гостей в огромном поле не осталось ни мусора, ни дымящихся кострищ. Лишь примятая трава указывала на то, что ещё вчера здесь стоял огромный «кочевой город».

Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31