30 мая 2020 20:15

30 мая 2020 20:15

Путейский «спецназ»

Июль катится к середине, догоняя затянувшееся начало календарного лета. Жара. Но вдвойне жарче путейцам ­ летние работы в самом разгаре.
К остановочному пункту Водораздел на старенькой «семёрке» не проедешь -­ только «Нива» смогла бы пробраться по дороге, блуждающей по тайге, пригоркам и болотцам. Оставляем машину на станции Зеледеево, где нас «под парами» ждёт разборочный поезд ПМС-­48.
­- Ну что ж, добро пожаловать на рельсоукладчик, -­ приглашает распорядитель работ ­- старший дорожный мастер Евгений Михневич.

Июль катится к середине, догоняя затянувшееся начало календарного лета. Жара. Но вдвойне жарче путейцам ­ летние работы в самом разгаре.

 

К остановочному пункту Водораздел на старенькой «семёрке» не проедешь -­ только «Нива» смогла бы пробраться по дороге, блуждающей по тайге, пригоркам и болотцам. Оставляем машину на станции Зеледеево, где нас «под парами» ждёт разборочный поезд ПМС-­48.

­- Ну что ж, добро пожаловать на рельсоукладчик, -­ приглашает распорядитель работ ­- старший дорожный мастер Евгений Михневич.

 

На магистрали он работает 13 лет. У него необычная для дороги трудовая биография: начинал не с «низов», а с должности главного механика ПМС­181 в Курагино. Петрович, как называют его подчинённые, отличный специалист, мастер своего дела, рабочие его уважают и любят. Михневич и его ударный отряд ­ рабочие ПМС­48 ­ «спецназ» Красноярской дороги, им доверяют самые сложные участки.

 

Техническая остановка Водораздел потому и называется так, что здесь проходит граница бассейнов двух великих рек Сибири ­ Енисея и Оби. Все речушки и ручьи, бегущие восточнее этой отметки, попадают в Енисей; бегущие на запад несут свои воды в Обско­Иртышский бассейн.

4037­й километр, пятый пикет. Этот перегон и девятнадцатикилометровый Кемчуг ­ Зеледеево являются самыми сложными для

ПМС­48 участками работы сезона­2007. В конце мая на этой платформе проходила первая часть работ ­ организация «искусственной станции» и укладка временных стрелочных переходов. Блок­пост выполнил работу по формированию потока поездов на период летних ремонтов на этом участке, и его необходимо снимать.

 

Остановка разделена надвое: с запада и востока смотрят друг на друга два разборочных поезда, которые должны встретиться, чтобы один из них поднял и забрал стрелочный перевод, а второй ­ положил новую рельсо­шпальную решётку. В 11: 00 по Москве энергетики отключают и заземляют контактную сеть. Девушки­сигналисты расходятся по пути.

­- 10 минут глухого окна, -­ кричит сигналист Галя.

­- Разрешаю производство работ, ­- командует Михневич. Операция началась.

 

Порядка сотни человек задействованы в работах на пикете: путейцы, операторы машин, бульдозеристы, энергетики. ПМС­48 работает на объекте как хороший боевой расчёт ­ чётко, слаженно, быстро. У каждой из команд ­ свои обязанности. Одни рабочие откручивают контакты, другие тут же опускают на решётку траверсы укладчика, оператор которого орудует рычагами. И вот решётка уже поднята. Тут же третья команда зачищает её лопатами от щебня и направляет на платформу крана. Мощные блоки затаскивают решётку внутрь, где её принимает ещё одна команда, задача которой ­ откатить по роликам груз на самую дальнюю платформу.

С платформы за работой путейцев наблюдают дачники. У них свой интерес: всех очень волнует, отразятся ли действия работников пути на расписании электричек. На Водоразделе есть и небольшое садовое общество рабочих ЭВРЗ и железнодорожников.

 

Опытная в путевых делах бабушка Антонина, бывший диспетчер, успокаивает:

­- Не беспокойтесь, уедем. Всё нормально, я же вижу. Вот раньше «окна» были ­ по пять часов! Железнодорожники руками всё делали, а теперь смотрите ­ какая техника у парней. В два счёта управятся!

Сигналист Галина ­ улыбчивая, симпатичная девушка. Ей  хотелось поговорить с корреспондентами «КЖ» и, может, даже пококетничать, но сегодня она сосредоточена только на работе ­ сверяет расписание поездов, получает сообщения по рации, даёт сигналы флажками и рожком, ставит щиты. Отвлекли мы её всего на секунду, чтобы запечатлеть на фото улыбку. Галя гудит в рожок ­ поезд приближается. Но сигнал одному пожилому дачнику, который очень близко подошёл к строительной площадке, непонятен, и тогда Евгений Михневич лично отводит его на безопасное расстояние.

 

С другой стороны полотна вот уже более получаса за работой путейцев наблюдают двое подростков лет по 15. Интересуюсь:

­- Впечатляет работа?

­- Ага, масштабно! ­ отвечает тот, который повыше ростом.

­- А сами в железнодорожники пошли бы?

­- Наверное, нет. Тяжёлая работа, большой силы требует.

Смышлёные большие глаза паренька выдают восхищение:

­- Но знаете, ­ это круто, я таким людям завидую.

 

График работ выдерживается. Наручные часы, рация и даже сотовые телефоны ­ всё становится на защиту расписания. Скоро должны пройти несколько грузовых поездов, в том числе и цистерны с бензином, пара пассажирских составов и две электрички. В считанные минуты снимаются вторая решётка, третья. Но стрелочный блок убрать не так просто: конструкция негабаритная, широкая, весит несколько тонн. И требуется большее время, чтобы поднять её с земли. Укладчик свёрнут, чтобы пропускать по единственному теперь пути поезда. Блок снят. Бульдозеры и грейдеры выравнивают платформу и зачищают гравийную отсыпку для установки новой решётки. Снимается очередной слой щебня, он мокрый и пахнет болотом. Фактически вся дорога, пролегающая по Западно­-Сибирской низменности, построена на таёжных болотах. Невольно думаешь о пионерах железнодорожного строительства: в каких условиях работали они, какими усилиями приходилось прокладывать путь по диким в ту пору и опасным местам.

 

altСегодняшний уровень механизации ПМС был достигнут только в 1998 году, до этого большинство работ выполнялось вручную. И сам Михневич, и большинство его подчинённых помнят, как тяжело работалось по старинке.

Петрович считает, что его богатство ­ это люди, с которыми он работает.

Монтёра пути Владимира Ивановича Киприна товарищи ласково зовут дядей Вовой, он ветеран ПМС, работает уже четырнадцатый сезон, через 10 месяцев у него «дембель» ­ пенсия.

 

­- Вроде как и устал уже, и здоровье не то, но как я без своих парней буду? Вот и не хочется на пенсию уходить, ­ объясняет Киприн.

К разговору подключается монтёр Дмитрий Тимофеев:

-­ Я хоть и постарел маленько, силы уже не те, что были в молодости, но тоже поработаю ещё. Молодёжь ведь надо кому­то учить. Хотя они сейчас не очень охотно идут к нам. Но и среди молодых есть крепкие парни ­ вот Лёха, к примеру.

­- Тяжёлый сезон, -­ улыбается Лёха ­- Алексей Битюков. ­- Работы много.

­- «Рабо­о­оты много»! Да её каждый сезон много, -­ подтрунивает Тимофеев. ­- Ты когда женишься уже?

­- Да некогда всё...

 

Прошло два часа. Поверхность насыпи идеально выровнена. И завершается закладка новой решётки. Труженики магистрали знают, что новый начальник дороги уделяет большое внимание качеству путевых работ. Тридцать ­ средний балл для этого участка по данным весеннего комиссионного осмотра.

Улучшить эту оценку ­ задача «спецназа» ПМС­-48

Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31