01 июня 2020 11:48

01 июня 2020 11:48

Сын Алыпа и сорок телег

В эти дни отмечается 45­-летие Абаканского отделения дороги. Хотя прокладывать стальную магистраль в хакасские степи и к Саянским горам строители начали намного раньше июля 1962 года.
Ещё в середине позапрошлого века появились проекты строительства железной дороги из центра России к Тихому океану. Среди них был проект, предлагающий путь от Саратова через Урал ­ Семипалатинск ­ Барнаул ­ Кузнецк ­ Минусинск вдоль Саян по южному побережью Байкала к Амуру и на Пекин.

В эти дни отмечается 45­-летие Абаканского отделения дороги. Хотя прокладывать стальную магистраль в хакасские степи и к Саянским горам строители начали намного раньше июля 1962 года.

 

Ещё в середине позапрошлого века появились проекты строительства железной дороги из центра России к Тихому океану. Среди них был проект, предлагающий путь от Саратова через Урал ­ Семипалатинск ­ Барнаул ­ Кузнецк ­ Минусинск вдоль Саян по южному побережью Байкала к Амуру и на Пекин. Выбрали бы этот путь -­ нынешняя Сибирь была бы иной, иной была бы и дорога в Хакасию. Но Транссиб повели другим маршрутом, севернее. На карте Енисейской губернии конца XIX века на месте нынешнего города Абакана ­ белое пятно с надписью «Степь Абаканская», к пятну тянется от Ачинска тонкая ниточка «грунтовки».

 

ИДЕЯ БАЛАНДИНЫХ

Долгие годы плодородные земли Хакасии и Минусинской котловины связывала с остальной Россией река, служа основной транспортной магистралью. Но пароходный рейс по Енисею до Красноярска занимал не меньше трёх суток. Освоение Минусинской котловины требовало более совершенной транспортной сети.

 

В 1908 году Ачинская городская дума наняла инженера для рекогносцировки пути вдоль почтово­пересыльного тракта от Ачинска до Минусинска. Возможно, одновременно идея строительства железной дороги Ачинск ­ Минусинск родилась у владелицы Черногорских угольных копей Веры Баландиной, которая и взялась за её практическое осуществление.

Купив угольное месторождение, Баландина построила узкоколейку от Черногорских копей к пристани на берегу Енисея ­ по ней везли уголь на пароходы. Ту узкую дорогу и можно считать первой железнодорожной магистралью в Хакасии.

 

Муж Веры, Алексей Баландин, позже получил у царя привилегию на постройку линий от Минусинска до Ачинска, Кузнецка и Иркутска. Но купечество Минусинска не поддержало идею Баландиных, рассуждая так: «Продукты подорожают, всякий сброд понаедет...».

Это спустя какое­то время минусинские купцы, поняв выгоду от дороги, станут  просить главного инженера построить там, кроме вокзала, ещё и депо, и мастерские. Они же будут добиваться и перевода в этот город управления строительством.

 

НЕСЧАСТНОЕ  ДЕТИЩЕ

В 1910 году начались изыскательские работы. Получен кредит ­ 36 миллионов рублей золотом, создано общество Ачинско­-Минусинской железной дороги («Ачминдор»).

Весной 1913­го начались работы по отсыпке земляного полотна. В то же время первые строители появились у села Усть­Абаканское. На берегу Абакана были заложены первые здания и производственные постройки будущей станции. Арсенал технических средств составляли гужевой транспорт, ломы, лопаты, топоры. Тем не менее, отсыпка полотна продвигалась неплохими темпами. Мировая война замедлила строительство, но не остановила.

 

В 1916 году всё земляное полотно было уложено, пробиты три тоннеля. Укладка пути отставала, и всё же в декабре 1915­го поезд пошёл из Ачинска в Ададым. А через год рельсы дошли до станции Глядень. В 1917 году дорогу стали прокладывать к Ужуру.

Прервали строительство революция и разразившаяся вслед за нею гражданская война. «Моё несчастное детище», ­ так называла Баландина недостроенную дорогу. Признавая её заслуги, позднее Советское правительство выдало ей документ на право бесплатного проезда по всем железным дорогам страны.

 

Строительство возобновилось в 1920 году. И через год рельсы вновь потянулись в ужурские степи. В день проходили по версте (темпы по тем временам неслыханные). Между тем, не хватало рабочих. Чтобы привлечь их, выдавали паёк ­ 25 фунтов муки, четыре фунта мяса, а за ударный труд награждали мёдом, табаком, мылом и спичками. Ещё больше не хватало средств, поэтому строительство вновь было остановлено.

В августе 1922­го «Ачминдор» продолжил работы. Земляное полотно, тоннели, большинство искусственных и гражданских сооружений были закончены на всём протяжении пути от Ачинска до Абакана. Дорога была оборудована семафорами, телеграфом и телефонами. Оставалось лишь устранить неполадки земляного полотна, возникшие из­за отсутствия его ремонта в течение нескольких лет.

 

«НА ПОМОЩЬ  УГНЕТЁННЫМ»

Когда «Ачминдор» был ликвидирован, дело в свои руки взял Наркомат путей сообщения. Стране были нужны хлеб юга Сибири, руда  Абаканского железного завода, уголь Черногорских, Калязинских и Изыхских копей. Работы на трассе пошли организованно.

С 31 декабря 1924 года до Шира из Ачинска дважды в неделю стал ходить пассажирский поезд. Местные поэты рассказывали по хакасским улусам о том, как Алып (РКПб) послал в степи сына (поезд), и он, могучий и сильный, приволок сразу сорок телег.

Через несколько месяцев движение до Шира стало постоянным, можно было с удобствами ездить на знаменитый уже тогда курорт. Весной колея дошла до станции Сон, а осенью была уложена последняя верста в Абакане. Первый поезд встречали торжественно. Он проезжал через арку с надписью: «По стальному пути на помощь угнетённым». Хотя угнетённых вроде бы уже не было, помощь региону переоценить сложно.

 

Железная дорога, проложенная через Абаканский хребет и отроги Восточного Саяна, пересекавшая степи и тайгу, перекинутая над стремнинами своенравных сибирских рек, сыграла огромную роль в развитии Хакасии и юга Красноярского края. Вдоль неё появились посёлки, оживились прежде почти безлюдные районы. Разрабатывались рудные и угольные месторождения, возникали леспромхозы, развивалось сельское хозяйство. Только с появлением железной дороги люди смогли здесь построить такие промышленные гиганты, как Саяно­Шушенская ГЭС, Саянский алюминиевый завод, Абаканвагонмаш.

Абаканское отделение работало и работает в сложных условиях, но оно всегда справляется с поставленными задачами. И не только трассу Абакан ­ Тайшет можно по праву назвать трассой мужества ­ это определение подходит для всего отделения.

Галина Лещёва, Тимофей Лещев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30