30 мая 2020 11:50

30 мая 2020 11:50

Вверх по лестнице, ведущей к успеху

В Абакане прошла школа передового опыта работников профтехобразования Красноярской магистрали.
Успехи в бизнесе напрямую зависят от уровня образования человека. Динамичное развитие компании «Российские железные дороги», осуществление её бизнес-­проектов требуют от образовательных учреждений магистралей качественного укомплектования предприятий рабочими кадрами.

В Абакане прошла школа передового опыта работников профтехобразования Красноярской магистрали.

Успехи в бизнесе напрямую зависят от уровня образования человека. Динамичное развитие компании «Российские железные дороги», осуществление её бизнес-­проектов требуют от образовательных учреждений магистралей качественного укомплектования предприятий рабочими кадрами.

 

На Красноярской магистрали, как и в целом на сети, в последнее время произошла настоящая «революция»: в учебно­-производственные центры (УПЦ) начали дополнительно подбирать преподавателей из числа наиболее квалифицированных специалистов­-практиков, повышать уровень оплаты их труда. В штатное расписание вводятся должности методистов, мастеров производственного обучения.

 

Заметно улучшается материально­техническая база центров. Они наконец­то получили статус образовательных учреждений. На школах передового опыта преподаватели обмениваются достигнутым, высказывают пожелания, направленные на совершенствование учебного процесса. 28 ­ 29 июня такая школа прошла на базе Абаканского УПЦ. В ней приняли участие представители не только учебных центров дороги, но и образовательных учреждений края, ведущих подготовку кадров массовых профессий.

 

ОБУЧЕНИЕ ПО-­КОРПОРАТИВНОМУ

Организаторы не случайно решили провести школу передового опыта в Абакане ­ местный центр профподготовки хорошо оснащён современными техническими средствами, располагает качественным составом преподавателей. Открывая совещание, начальник отделения дороги Александр Субботин сказал:

­ Мы гордимся, что за годы своего существования центр подготовил 22 тысячи специалистов рабочей квалификации. Их труд оказался востребованным в компании. Машинисты, осмотрщики вагонов, представители других массовых профессий вносят весомый вклад в обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого перевозочного процесса. Костяк педагогического коллектива, руководимого отличником профобразования Владимиром Османкиным, составляют опытнейшие инженерные кадры железной дороги.

 

Начальник службы управления персоналом Александр Заболотский, приветствуя участников школы, подчеркнул, что для них подготовлена интересная учебная программа с применением современных технологий и новых форм контроля за качеством знаний.

Программа школы состояла из двух частей: пленарного заседания и работы по секциям. Педагоги обсуждали доклады, говорили о том, что их волнует больше всего. Яркие, содержательные выступления сопровождались показами слайдов. Живая реакция слушателей на увиденное и услышанное впоследствии вылилась в острые дискуссии.

 

Заместитель начальника отдела профобучения и развития персонала Татьяна Дорофеева рассказала, что на Красноярской дороге ещё в 2005 году была разработана целевая программа развития и переоснащения материально­технической и лабораторной базы учебных центров. Для её реализации потребовалось более 20 млн. рублей ­ эти средства уже освоены. В нынешнем году предстоит докупить оборудования на 6,6 миллиона.

Согласно концепции, в ОАО «РЖД» уже создан Корпоративный центр обучения. Его специалисты займутся мониторингом, координацией работы на местах, анализом потребностей дорог и дочерних обществ в обучении персонала. Глубоко изучив рынок образовательных услуг, центр предложит новые программы повышения квалификации, благодаря которым можно будет претворить в жизнь задачи по непрерывной подготовке кадров. Иными словами, корпоративное обучение будет отвечать потребностям в грамотном, высокоэрудированном персонале, работать на выполнение стратегических задач компании.

 

Татьяна Дорофеева заметила, что новые подходы к качеству обучения требуют переосмысления и деятельности преподавателей. Те из них, кто ведёт цикл специальных дисциплин, станут проходить ежегодную стажировку на предприятиях, активнее займутся самообразованием. Кроме того, на базе Красноярского центра профподготовки решено открыть учебно­методический кабинет, работники которого окажут помощь преподавателям и учащимся.

­ Эти меры позволят эффективно использовать человеческий ресурс, подготовить персонал, способный успешно выполнять бизнес­планы компании. Он будет хорошо адаптирован к новой корпоративной среде, ­ считает Татьяна Дорофеева.

 

НА РЫНКЕ УСЛУГ

Начальник отдела довузовской подготовки и профориентационной работы Красноярского института железнодорожного транспорта Тамара Хисматулина поддержала коллегу:

­ У нас уже видны заметные перемены, не правда ли? ­ обратилась она к Татьяне Дорофеевой.­ Подтверждение тому ­ деятельность Абаканского центра, который одним из первых отреагировал на изменение рынка образовательных услуг. Мы трудимся в условиях жесточайшей конкуренции. Не сделать шаг вперёд ­ значит безнадёжно отстать.

 

Реформирование системы профобразования ­ требование времени. Это одно из составляющих звеньев преобразований, происходящих на транспорте, отметила Тамара Хисматулина. Вот почему необходима многоуровневая подготовка. Нам предстоит создать условия для непрерывного образования кадров. Скоро пойдём ещё дальше ­ начнём дистанционное обучение, что позволит говорить о некоем образовательном пространстве. Дортехшкола (УПЦ), техникум, институт, курсы повышения квалификации ­ все эти ступени образования станут для железнодорожников максимально доступными.

 

Об интересном опыте Боготольского профессионального училища №7 рассказал преподаватель Валерий Урасов, получивший недавно в краевом конкурсе звание «Учитель года». Тесная связь с депо позволяет педагогам отрабатывать практические приёмы непосредственно на действующем электровозе. Выпускники училища активно пополняют кадры предприятия. По мнению Валерия Павловича, хороший стимул к обучению даёт развитие технического творчества. Именно те учащиеся, которые вовлечены в творческий процесс и занимаются изготовлением моделей железнодорожного профиля, имеют впоследствии хорошие карьерные перспективы.

 

«ТЕПЕРЬ Я УМЕЮ ЧИТАТЬ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ!»

-­ так воскликнул после очередного практического занятия один из учеников Надежды Османкиной, преподавателя Абаканского учебно-­производственного центра. Надежда Ивановна призналась, что эти слова ­ самая высокая оценка её педагогической деятельности.

Руководитель центра Владимир Османкин и Надежда Ивановна не только коллеги ­ их крепкой дружной семье многие по-­хорошему завидуют. Два творческих человека, две личности, посвятившие свою жизнь образованию. Поначалу Надежда работала дежурной по станции, но любовь к педагогике оказалась сильнее. Когда Надежда вела открытый урок для участников школы, демонстрируя при этом макет станции с вагонами, светофорами и прочими атрибутами железнодорожного хозяйства, то вовлекла в творческий процесс даже «львиц» образования, Тамару Хисматулину и Татьяну Дорофееву ­ они держали красные и жёлтые флажки, наглядно демонстрируя, когда «учебные пособия», в зависимости от ситуации, надо держать в свёрнутом либо, напротив, в развёрнутом виде.

 

Во второй день школы открытый урок вёл преподаватель Валерий Маршелюк. Он использовал на занятии не только слайды, помогающие будущим помощникам машиниста хорошо усвоить тему, но и видеофильмы (их подготовили сами курсанты), различные тесты. Его спокойная манера ведения занятий  привлекает учащихся не меньше, чем жизнерадостный темперамент Надежды Османкиной. У каждого ­ свои штрихи в работе, но в целом оба ­ преподаватели от Бога.

 

КОМПЬЮТЕРЫ ­ В ПРОЦЕСС

После обобщения опыта работы Абаканского учебного центра, который сделал мастер производственного обучения Владимир Кудрявцев, методист Тамара Качан рассказала о том, как преподаватели занимаются самообразованием, а Татьяна Дорофеева провела «круглый стол», где были подведены итоги работы. По мнению участников, школа удалась. Педагоги обсуждали наиболее острые проблемы образования, говорили о том, что стажировки на предприятиях нужно проводить чаще, что следует браться за составление перспективных планов оформления учебных кабинетов и полигонов, готовить на них технические паспорта. Не оказалось противников у тех, кто убеждён, что необходимо смелее внедрять в процесс обучения компьютерные технологии.

 

В заключение лучшие работники профтехобразования были награждены благодарственными письмами руководства дороги и ценными подарками. Среди них Анатолий Дорожкин, Галина Бегишева, Ольга Чикичёва, Галина Попова, Николай Хоменко, Андрей Щербаков, Виктор Фомин. Начальника Абаканского центра ждала особая награда ­ знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 20 лет».

 

«КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ»...

Строчки из известной песни стали лейтмотивом итогового занятия участников школы. Доброжелательная атмосфера, готовность оказать помощь всем, кто в ней нуждается, конструктивность в принятии решений ­ вот её отличительные признаки.

Организаторы, в частности, Татьяна Дорофеева и Тамара Хисматулина, постарались, чтобы слушатели ни в чём не нуждались. Для них были подготовлены комфортабельные номера в общежитии учебного центра, организовано питание в столовой. Педагоги также приняли участие в культурной программе  Абаканского дворца культуры железнодорожников, совершили поездку на Саяно­-Шушенскую ГЭС.

 

МНЕНИЯ

 

Галина ПОПОВА, директор межотраслевого центра:

-­ Я более 30 лет работаю в системе профобразования, но ни разу не наблюдала такой высокой организации обучения педагогических кадров. Поначалу ворчала: как можно ехать в Абакан, если дел ­- непочатый край. А теперь знаю ­- могла сильно сожалеть, если бы не попала сюда.

Лариса БЕЛЯЕВА, преподаватель КрИЖТа:

-  Встретила здесь столько влюблённых в свою профессию людей, что даже не хочется с ними расставаться. Мы все -­ единомышленники, что является очень важным.

Андрей ЩЕРБАКОВ, директор учебно­-подготовительного центра «Локомотив» (г. Канск):

-­ Очевидно, что подобные мероприятия надо проводить как можно чаще, польза от них огромная.

Виталий КРАСНОГОРОВ, начальник Красноярского учебного центра:

-­ Уровень школы, прошедшей в Абакане, оказался намного выше, чем, скажем, в Ростове­на­Дону, где мне довелось недавно быть. Всё ясно и понятно, на все вопросы слушатели получили исчерпывающие ответы. В Ростове, на мой взгляд, излишним оказался академизм совещания. Надо быть ближе к жизни.

Галина Гриценюк
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31