26 мая 2020 13:07

26 мая 2020 13:07

История чужих ошибок

В этом году железнодорожники мира могут отметить невесёлую дату - двести пять лет со дня первой железнодорожной катастрофы.
Вопрос о том, как сделать парового (а ныне электрического) скакуна менее строптивым, волновал ещё изобретателей первых локомотивов. И первые правила безопасного проезда по рельсам были созданы ещё до того, как первый поезд отправился в свою первую поездку. Однако, как показывает история, не все и не всегда эти правила выполняли.

В этом году железнодорожники мира могут отметить невесёлую дату - двести пять лет со дня первой железнодорожной катастрофы.

Вопрос о том, как сделать парового (а ныне электрического) скакуна менее строптивым, волновал ещё изобретателей первых локомотивов. И первые правила безопасного проезда по рельсам были созданы ещё до того, как первый поезд отправился в свою первую поездку. Однако, как показывает история, не все и не всегда эти правила выполняли.

 

 В рамках своеобразного ликбеза по безопасности "КЖ" предлагает читателям вспомнить самые известные железнодорожные катастрофы и разобраться, в чём были их причины. Ведь не зря пословица рекомендует нам учиться на чужих ошибках.

 

 Что: Первый в истории железнодорожный инцидент

 Где: Великобритания, Южный Уэльс

 Когда: 1803 год

 Казалось бы, дата невозможная, ведь первая железная дорога была открыта только в 1825 году - менее двух столетий назад. Однако факты - вещь упрямая.

 Они таковы: конструктор Ричард Третивик построил свой первый паровоз в начале позапрошлого века по заказу Мертирского завода в Уэльсе. Эта машина прошла успешные испытания в Лондоне и вскоре была с величайшим трудом, на лошадях доставлена в Южный Уэльс, где и должна была трудиться на заводской дороге. Однако изобретатель не учёл азов техники безопасности - локомотив оказался слишком тяжёл. Чугунные рельсы разошлись под колёсами паровоза, который медленно и торжественно завалился набок. Так случилось первое в истории железнодорожное крушение, в газетных новостях появилась фраза "It was derailed" ("Сошёл с рельсов"), а Ричард Третивик попал в железнодорожную историю не только в качестве конструктора первого паровоза, но и как виновник его гибели.

 Железнодорожным конструкторам и в дальнейшем часто не везло с их механическими детищами. Например, один из крупных советских технологических проектов - аэровагон (изобретение, которое должно было объединить в себе преимущества авиационной и железнодорожной техники) - взорвался при испытаниях, похоронив под обломками не только идею "авиации с железнодорожным уклоном", но и своих изобретателей.

 

 Что: Крупнейшая в истории железнодорожная катастрофа

 Где: Багхмати, штат Бихар, Индия

 Когда: 1981 год

 Диагнозом самой страшной катастрофы всех времён стал всё тот же derailed. Пассажирский поезд сошёл с рельсов, пересекая мост через приток Гана. Ситуация осложнилась тем, что переезд через реку Багхмати находился в предгорьях Гималаев на высоте более пятидесяти метров от поверхности воды. В результате этой трагедии погибли более восьми сотен человек.

 В целом же самыми травмоопасными, как показывает история, становились катастрофы, вызванные другой причиной. Это столкновения поездов в результате неправильного регулирования движения. Только в ХХ веке произошло более двух тысяч таких инцидентов, приведших к гибели почти десяти тысяч людей. Так, например, в 1917 году под городом Модан (Франция) столкнулись два воинских эшелона. Погибло более семисот человек.

 

 Что: Крупнейшая железнодорожная катастрофа в нашей стране

 Где: станция Аша, Башкирия, СССР

 Когда: 1989 год

 Причиной аварии стал прорыв газопровода, проходившего менее чем в километре от магистрали Челябинск - Уфа. За три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурные лишь увеличили подачу газа для восстановления давления. В результате через метровую трещину в трубе вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламеняющихся углеводородов, которые скопились в низине в виде газового озера.

 Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего состава. В момент взрыва по участку двигались два пассажирских поезда, в которых в общей сложности ехали 1284 человека.

 Ударной волной 11 вагонов были сброшены с путей, а оставшиеся полностью обгорели снаружи и внутри. Около шести сотен человек погибли. В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги. С 2005 года в нашей стране переходы магистральных трубопроводов через дороги оснащаются специальными системами контроля.

 

 Что: Крупнейший отечественный железнодорожный теракт

 Где: Ессентуки, Ставропольский край, Россия

 Когда: 2003 год

 В сентябре 2003 года на перегоне Кисловодск - Минеральные Воды были взорваны три дистанционно управляемых устройства. Суммарная мощность взрывов составила 15 кг в тротиловом эквиваленте. В результате теракта 7 человек погибли, около 80 были ранены. По данным следствия, заказчиком теракта являлся чеченский террорист Доку Умаров.

 Стоит отметить, что подобные инциденты случались и в советскую эпоху. В июне 1988 года на станции Арзамас-1 взлетели на воздух три вагона с гексогеном, уничтожив большую часть станционных строений и 151 деревянный жилой дом. Следствие посчитало основной причиной взрыва нарушение правил перевозки взрывчатых веществ, однако оставило в качестве одной из версий террористический акт.

А самый первый в истории российских железных дорог теракт был осуществлён ещё в 1879-м, когда народовольцы подорвали поезд Москва - Симферополь, в котором ехал император Александр II. Последним в хронологии железнодорожных терактов стал инцидент, произошедший 13 августа 2007 года, когда в результате подрыва железнодорожного полотна произошло крушение поезда "Невский экспресс". К счастью, обошлось без жертв.
Артём Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31