Тридцать лет назад в отраслевой газете была опубликована статья об Иване Тришкине, победившем в 1978 году в дорожном конкурсе "Лучший по профессии" среди осмотрщиков вагонов.
"/> Океан, гармонь, вагоны | Красноярский железнодорожник | Газета от 20080905 | 10 полоса
31 мая 2020 03:28

31 мая 2020 03:28

Океан, гармонь, вагоны

Корреспондент "КЖ" встретился с героем давней публикации.
Тридцать лет назад в отраслевой газете была опубликована статья об Иване Тришкине, победившем в 1978 году в дорожном конкурсе "Лучший по профессии" среди осмотрщиков вагонов.

Корреспондент "КЖ" встретился с героем давней публикации.

Тридцать лет назад в отраслевой газете была опубликована статья об Иване Тришкине, победившем в 1978 году в дорожном конкурсе "Лучший по профессии" среди осмотрщиков вагонов.

 

ЗАПЕВАЛА

 Иван Игнатьевич даже в домашних тапочках выглядит как человек военный - тут тебе и выправка, и осанка. Руки у него, как у пианиста, а улыбка - как у солиста Краснознамённого ансамбля флота.

 Запевалой Ваня, оказалось, был с детства. Он вспоминает, как ещё первоклассником пел: "Вставай, страна огромная..."

 Шёл 1944 год. Отец и старший брат - на фронте. А у мамы на руках, не считая его, куча мала. Первый раз в первый класс пошёл босиком - обуви не было. Писать вместе с друзьями-одноклассниками учились в прописях, сделанных из старых газет.

 Через год война кончилась. Отец (воевавший с 41-го гиблого года и прошедший от Москвы до Будапешта, дважды раненный) и брат (три года прослуживший связистом на передовой) домой вернулись. Прошли на двоих пять фронтов, награждены орденами и медалями.

 В 17 лет, отучившись в школе, решил Ваня стать машинистом. Крёстный отец его работал на станции Боготол, он и повёл парня в приёмную комиссию училища. Но набор уже был закончен. Преподаватели посоветовали прийти на следующий год.

 - Вот так я и не стал машинистом, - подводит итог Иван Игнатьевич.

 Поработал год в родном колхозе на разных должностях: и почту возил, и клубом заведовал (как первый гармонист и запевала). А 4 сентября (число запомнилось) привёз зерно на сушилку - уборочная шла. А там почтальон с повесткой.

 Служить попал на Тихоокеанский флот. Две навигации отходил на эскадренном миноносце "Видном".

 

ЧТО ВИДАТЬ НА "ВИДНОМ"?

 Иван Игнатьевич достаёт откуда-то старую тетрадку. На пожелтевших разлинованных страницах его аккуратным почерком записаны стихи (и свои, и чужие). Например, такие: "Прошли те дни, когда морское дело казалось не под силу больше мне, когда лицо от качки зеленело..."

 - И правда зеленело, пластом лежал, - смеётся моряк-железнодорожник.

 На палубе "Видного" специально для страдальцев-салаг стояли бочки с солёными помидорами, огурцами, капустой.

 - Съешь солёненького - и полегче становится, - объясняет Иван Игнатьевич.

 Морских приключений ему хватило на всю жизнь. Однажды чуть не утонул. И что обидно, у самого берега. Зимой "Видный" стоял у пирса во льдах. Забота команды - лёд отдалбливать и вообще порядок поддерживать. Швабры в руки - и вперёд.

 Как-то раз наш герой в шапке-ушанке и валенках отправился, закончив уборку, швабру полоскать. Лёд под ним обломился, и он ухнул в морскую "ванну". Кое-как выбрался. Мокрая одежда на ветру мгновенно задубела. Казалось бы, пневмония гарантирована. Спасла кружка спирта и морская закалка. Наутро был как огурчик.

 

ЧАСЫ ОТ МИНИСТРА

 Срок службы подходил к концу. Ивану Тришкину предлагали остаться на флоте. Командиры считали, что успешная карьера военного моряка ему обеспечена. Но Ваню тянуло домой.

 В 1960 году после демобилизации он решил обосноваться в Красноярске. Пришёл в вагонное депо. Два года был слесарем, после дортехшколы стал осмотрщиком вагонов, затем старшим осмотрщиком.

 Там же, после того как похоронил первую жену, встретил свою Аннушку - девушку красивую, с сильным характером. Она много лет проработала вместе с ним.

 Посчитать, сколько дефектов и неисправностей обнаружили они на пару за всё время, что работали на дороге, конечно, невозможно.

 Но некоторые до сих пор стоят у Ивана Игнатьевича перед глазами.

 - Однажды пришёл состав с Ачинского НПЗ весом пять тысяч тонн, - рассказывает он. - Заглянул я под один из вагонов. Вижу, лопнул тракционный хомут. На честном слове доехали! Я к машинисту: "Ты как, - спрашиваю, - вёз?!"

 За отличную работу Иван Тришкин был награждён именными часами министра путей сообщения. В конкурсах "Лучший по профессии" он тоже участвовал не единожды.

 Но самую яркую победу одержал в 1978 году, когда жюри конкурса единодушно признало его лучшим и в теории, и в практической части и наградило знаком "Победитель соцсоревнования".

 Я рассматриваю почётную грамоту, полученную 30 лет назад, - исторический документ прошлого века. А Иван Игнатьевич говорит, что куда больше гордится другой наградой, вручённой "бабушке Ане и дедушке Ване за хорошее воспитание".

 Так уж сложилось, что воспитание внучки Ольги они полностью взяли на себя. Иван Игнатьевич школьным успехам Оли не нарадуется.

 - У неё грамот больше, чем у меня! - объясняет он и показывает увесистую папку с дипломами.

 Ольга тоже дедом гордится. В его трудовой книжке она насчитала 72 благодарности.

 - А когда бывает грустно, дед берёт гармонь и поёт песни про морской прибой и железную дорогу, - раскрыла Ольга семейный секрет.

Мария Кузнецова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31