04 июня 2020 04:32

04 июня 2020 04:32

Иланское «гнездо»

У многих пассажиров, которые проезжают по Транссибу мимо Иланской, невольно возникает вопрос: «Что это за старинное сооружение недалеко от вокзала?» Чтобы узнать о нём, стоит сойти на перрон станции, где каждый житель поведает вам героическую историю своих предков.
В начале XX века в среде железнодорожников со скоростью «красной стрелы» распространялись идеи равенства и организовывались социал­демократические кружки. Железнодорожный транспорт, сокращавший расстояния, становился средством передачи «крамольных» мыслей.

У многих пассажиров, которые проезжают по Транссибу мимо Иланской, невольно возникает вопрос: «Что это за старинное сооружение недалеко от вокзала?» Чтобы узнать о нём, стоит сойти на перрон станции, где каждый житель поведает вам героическую историю своих предков.

 

«СТРЕЛЫ» КРАМОЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ

В начале XX века в среде железнодорожников со скоростью «красной стрелы» распространялись идеи равенства и организовывались социал­демократические кружки. Железнодорожный транспорт, сокращавший расстояния, становился средством передачи «крамольных» мыслей.

«Почти все паровозы стоят на холоду и больше трёх или четырёх часов работать невозможно. Да и в помещении депо не лучше: так же холодно, сыро и грязно...». Эти строки из листовки, распространяемой Российской социал­демократической рабочей партией (РСДРП), чьё влияние на станции Иланская было очень велико.

 

В 1901­1902 годах в связи с неурожаем поднялись цены на продукты питания почти в два раза, а заработная плата оставалась прежней. Более того, расценки в железнодорожных мастерских Красноярска и Иланской систематически снижались.

Желание улучшить условия жизни не покидало железнодорожников.

 

Важным событием на Средне­Сибирской дороге в ноябре 1902 года стала «билетная забастовка». Причиной её стал приказ начальника об отмене бесплатных проездных билетов. Когда рабочие обнаружили, что их лишают существовавших ранее прав, они решили, по сообщению сибирского корреспондента «Искры», «дать дружный отпор». Мятеж на крупных станциях Красноярск и Иланская продолжался больше недели. Видя, что действия руководства железной дороги по отмене проездных могут иметь непредсказуемые последствия, министр путей сообщения в срочном порядке отменил распоряжение своего подчинённого.

 

ПО ЗАКОНАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Начиная с 1902 года, аресты в Красноярске и Иланской вошли в систему. Для тех, кто трудился за товарищей, попавших в тюрьму, администрация вынуждена была организовывать работу по 10­12 часов. Рабочие были недовольны... Пиковый момент пришёлся на 1904­1905 годы.

Шла русско­японская война. В ряде районов Сибири было введено военное положение. Все выступления рабочих по отстаиванию своих гражданских прав преследовались по законам военного времени. Несмотря на это, комитеты РСДРП продолжали вести агитацию и снабжать нелегальной литературой железнодорожников, которые распространяли её среди солдат, следовавших на войну с Японией.

На митинге в сборочном цехе мастерских Красноярска 6 декабря 1905 года был создан первый в России объединённый Совет от рабочих и солдат Красноярска. Он стал руководящим центром, осуществлявшим в городе власть.

 

На магистрали творился беспредел. Это был вынужден признать в своих мемуарах и Сергей Витте: «Одно время сибирские железные дороги находились в руках не правительства, а каких­то самозванных сообществ. Они распоряжались движением: хотели ­ возили, хотели ­ нет».

23 декабря в губернский центр по прошению администрации прибыли карательные отряды. Через некоторое время им удалось занять большую часть города и разоружить солдат 2­го железнодорожного батальона, перешедших на сторону революции и укрывшихся вместе с рабочими в мастерских.

Правительственные войска, захватив вагонный цех, отрезали воду, подвоз продовольствия и отключили отопление. Силы были неравны, и 3 января 1906 года восставшие прекратили сопротивление. Последствия печальны: свыше трёхсот человек привлечены к суду. Приговор военного времени один ­ смертная казнь...

 

БОЙНЯ

alt12 января 1906 года разразились кровавые события на Иланской. Репутация этой станции была обозначена генералом Меллер­Закомельским ­ «гнездо революционеров», а затем и начальником Сибирской железной дороги Ивановским: «Второй революционный очаг после Красноярска».

 

Такая установка настраивала на решительные действия карательные отряды, двигавшиеся к Иланской навстречу друг другу. С востока шёл Ренненкампф, впоследствии прославившийся в силу предательских выжиданий в августе 1914 года (по этой причине полегла армия генерала Самсонова на землях Восточной Пруссии). С запада ­ Меллер­Закомельский с солдатами и казаками­кубанцами. Его поезд прибыл на станцию Иланская в восемь часов вечера. В это время рабочие, собравшись в механическом цехе, не расходились, выдвигая требование освободить взятых под арест товарищей.

Генерал карательного отряда не стал выслушивать железнодорожников. Сразу был открыт огонь на поражение. Для рабочих это оказалось неожиданностью. В безоружных людей стреляли, расправлялись штыками, вытаскивая из­за станков, тут же убивали.

70 тяжелораненых пришлось госпитализировать в губернскую больницу. Более 50 иланских железнодорожников были убиты.

 

В тюрьмы Канска и Красноярска были упрятаны полторы сотни иланцев. Весть о страшной расправе быстро разлетелась на всю страну. Красноярский комитет РСДРП выпустил прокламацию «Иланская бойня». Левые депутаты Госдумы сделали запрос военному министру, а 27 июня 1906 года с трибуны российского парламента прозвучал грозный приговор: «В здании депо были не только рабочие, но и их жёны и дети... Меллер­Закомельский должен быть отдан под беспристрастный суд народа». Но никто из власть предержащих не прислушался к этому мнению.

В январе 1915 года Иланские железнодорожники снова бастовали, требуя восьмичасового рабочего дня и отмены сверхурочных. Мятеж был подавлен.

 

ПАМЯТЬ БАШНИ

Долгожданная весть о победе рабоче­крестьянской революции пришла на станцию Иланская 27 октября (9 ноября) 1917 года. В посёлке быстро была установлена  Советская власть. До новых выборов её взял в свои руки революционный комитет.

В те годы бои в основном шли вдоль железнодорожных магистралей. Контрреволюция набирала силы. Положение советской республики было незавидным. Гражданская война и иностранная интервенция не давали ей в полной мере развиваться.  В июне 1918 года была свергнута Советская власть в Красноярске и Ачинске. Самые жестокие репрессии обрушились во время эсеро­белогвардейской, а затем колчаковской власти на рабочих Сибири.

 

Железнодорожники бастовали: они отказывались ремонтировать подвижной состав, водить паровозы. Это движение на железной дороге вылилось в знаменитую октябрьскую забастовку 1918 года. Её поддержали и иланские рабочие, во главе которых стояли поездной машинист Иван Милехин, слесарь депо Дмитрий Болдырев.

 

27 декабря 1918 года на станции Иланская раздались тревожные гудки ­ сигнал к сбору рабочих. В депо они получили заранее приготовленное оружие. Необходимо было помочь канским рабочим и солдатам. Но выехать им не удалось ­ станцию окружил карательный отряд белогвардейцев.

Бой был неравный: обученные солдаты против железнодорожников, которые впервые держали в руках оружие. Итог плачевный: замучен вожак Иван Милехин, изрублен шашками потомственный революционер Денисов. Крики и стоны исколотых штыками рабочих были слышны по всему околотку.

 

28 декабря 1918 года оставшихся в живых участников восстания в Иланске расстреливали возле водокачки и артезианского колодца. До наших дней дошла версия о том, что их убивали прямо наверху водонапорной башни, а бездыханные тела сбрасывали вниз. Более 100 железнодорожников в эти дни отдали свои жизни за Советскую власть.

Это событие отмечено несколькими мемориальными досками в городе: на водонапорной башне, водокачке, в депо и в саду.

Ирина Шалыгина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30